Родительское собрание «Дети у телевизора». |
Родительские собрания | |||
Автор: Сорокина Елена Владимировна | |||
21.04.2016 07:37 | |||
Родительское собрание «Дети у телевизора» Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Ладушки № 57» Сорокина Елена Владимировна, воспитатель г. Подольск, 2015г. Форма проведения: семинар с элементами практикума. Аудитория: родители воспитанников средней группы. Количество участников: родителей воспитанников, воспитатель группы, психолог.
Цель: сформировать у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка. Совместно с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых. Задачи:
Ожидаемые результаты: расширение представлений у родителей о вреде долгого просмотра мультфильмов для детей определенного возраста. Формирование ответственности родителей за эмоциональное здоровье детей. Использование родителями нетрадиционных игр – занятий для детей в домашних условиях. Информационно-техническое оборудование: ноутбук. Материалы и оборудование: бейджики для родителей; для игры-ситуации с родителями: презентация с изображениями героев из советских и зарубежных мультфильмов. Подготовительный этап: 1. Домашнее задание для родителей (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок ваш ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, какие передачи предпочитает). 3. Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение» 4. Подготовка памятки «Просмотр передач». Организационный этап:
Ход мероприятия: 1) Вступительное слово психолога. Информирование родителей о теме собрания. Актуальность выбранной темы Просмотр мультфильмов является главным времяпровождением наших детей. Это время раньше принадлежало подвижным играм, играм с куклами и машинами, рисованию и лепке, совместным забавам с родителями. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение отгородило детей от внешнего мира. Понаблюдав за детьми средней группы, пообщавшись с ними, за их играми, я пришла к выводу о необходимости подготовки и проведения родительского собрания на тему: «Дети у телевизора». 2) Статистика: 2/3 наших детей в возрасте от 3до10 лет смотрят телевизор ежедневно. Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов. 50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений. 25% детей в возрасте от 3до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд. 3) Дискуссия, обсуждение темы «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Обсуждение вопросов:
4) Выступление психолога «Влияние телевидения на детей». (Правила для родителей. См. приложение 2). ВЕДУЩАЯ: Для того чтобы воспитывать детей, нужно многое знать и уметь. А теперь посмотрим, что знают и умеют наши уважаемые родители. 5) Игры с родителями «Угадай, какой мультфильм». Взрослые делятся на 2 команды. Родителям предлагаю картинки с сюжетами из советских и зарубежных мультфильмов. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее и больше отгадать мультфильмов и правильно назвать. ПРОВОДЯТСЯ КОНКУРСЫ. «ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ». Вопросы первой команде:
Вопросы второй команде:
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ». (Чередовать вопросы для команд.) 1. Жил старик со своею старухой Старуха пряла свою пряжу. (А. С. ПУШКИН. СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.) 2. В доме восемь дробь один По фамилии Степанов (С. МИХАЛКОВ. ДЯДЯ СТЕПА.) 3. Свет мой, зеркальце! скажи, (А. С. ПУШКИН. СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ.) 4. О, если я утону, (К. И. ЧУКОВСКИЙ. ДОКТОР АЙБОЛИТ.) 5. Как зовут мальчика, которому нужно было из льдинок сложить слово «вечность»? (КАЙ) 6. Как зовут девочку, которая попросила Льюиса Кэрролла написать сказку, где было бы «побольше глупостей»? (АЛИСА) 7. Как звали волшебника, который носил с собой два зонтика: один пестрый и нарядный, а второй – обычный, черный? (ОЛЕ-ЛУККОЙЕ). 8. Назовите имена двух неугомонных братьев из рассказа А.Гайдара. (ЧУК И ГЕК). 9. Как зовут поэта в сказке А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (ПЬЕРО). 10. Как звали друга папы Карло, принесшего ему полено, из которого тот вырезал Буратино? (ДЖУЗЕППЕ). 6) Подведение итогов. «Мозговой штурм» «Вопросы-ответы». Телевизор: -Полностью захватывает сознание ребенка? -Развивает творческие способности, воображение ребенка? -Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка? - Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости? -Позволяет развивать кругозор ребенка? -Повышает состояние тревожности, нервозности, страха? - Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность? -Позволяет получать новые знания? -Ухудшает зрение ребенка? -Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления? Вывод: Просмотр телепередач дает возможность:
-занять свободное время В заключение нашей дискуссии хотелось бы подвести следующий итог: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Упражнения «Весенний дождь». Инструкция. Участники встают в круг. Затем объявляются правила: «давайте попробуем сымитировать звук дождя. Первая команда хлопает по коленям (показывает движение). А теперь вы повторите. Вторая команда топает ногами. Попробуйте… А теперь смотрите на мою правую руку. (согнутая на уровне плеча) – это означает, что топаем тихо. Когда я поднимаю руку (поднимает над головой) – топаем громче, сильнее. Попробуем… Если рука опущена вдоль тела – это значит, что дождя нет. Попробуем… Теперь давайте все вместе. Начинает накрапывать дождь… Первые капли гулко ударяют по асфальту… По траве… Дождь усиливается… Еще, еще, превращается в ливень… И вдруг стихает… Тише… Тише. И снова усиливается…» -Понравилось упражнение? Чем? -Было ли трудно следить за движением рук? Понравилось ли упражнение? Психолог: «Вы обратили внимание, что это упражнение несет большой заряд положительной энергии. Этот дождь нас обновил, смыл усталость, тревоги, огорчения. На этой позитивной ноте мы можем завершить нашу встречу. Использованная литература:
Приложение 1 Советы родителям:
Приложение 2 Правила для родителей.
Приложение 3 Тест на обнаружение телевизионной зависимости. Инструкция: Представьте, что у Вас сломался телевизор и не работает уже три дня. Поставьте знак «+», если Вы согласны с утверждением.
И вот телевизор заработал! Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.
Обработка результатов. Если Вы обнаружили у себя хотя бы три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость. Если Вы обнаружили у себя половину эту признаков — необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись. Если Вы обнаружили у себя более пяти признаков, это уровень сформировавшийся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это при знак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей. Приложение 4 Памятка для родителей «Просмотр телепередач».
Приложение 5 Выступление психолога «Влияние телевидения на детей». Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?
Старайтесь не превращать телевизор в участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя. 3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах — думать, при прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. Долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное — воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже — с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.
|