Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Выступление на родительском собрании на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре».
Родительские собрания
Автор: Шаманаева Елена Владимировна   
21.09.2016 18:41

Выступление на родительском собрании на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре».Выступление на родительском собрании на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре».

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. В их поведении прослеживается недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

 

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача нас, как педагогов и вас, как родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Одним из слагаемых патриотического воспитания является приобщение к национальной культуре. В своей работе с детьми, в этом направлении, мы выделили следующие пути и средства:

  • понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях
  • взгляды на патриотизм в летописях
  • русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли)
  • роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее
  • героическо – патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
  • русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из нашего многолетнего опыта работы в этом направлении можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В основу работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

  • профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком
  • сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры
  • сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру
  • взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка
  • единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, нами были выделены следующие патриотические задачи:

  • разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа
  • составление перспективных планов для обучения и воспитания детей
  • разработка цикла практических занятий с детьми
  • формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно – продуктивная, музыкальная)
  • разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решаем мы поставленные задачи в непосредственной образовательной деятельности:

  • Учим детей играть в русские народные игры.
  • Помогаем детям использовать в активной речи русский фольклор.
  • Учим соотносить увиденное в природе с народными приметами.
  • Вовлекаем детей в осмысленное и активное участие в календарно-обрядовых праздниках.
  • Знакомим детей с былинными и сказочными героями, учим узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • Знакомим с историей русского костюма, его элементами.
  • Развиваем умение различать изделия народных промыслов.
  • Приобщаем вас, родителей, к решению данной проблемы в условиях ДОУ и семьи, создав детско – взрослое сообщество.
  • Стараемся зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки, в своей работе по патриотическому воспитанию мы используем следующие методы и приемы:

  • музыкальные занятия
  • комбинированные занятия
  • развлечения
  • экскурсии и наблюдения
  • народные подвижные игры
  • кукольный театр
  • драматизация
  • чтение художественной литературы
  • рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки
  • посещение музеев
  • работа с семьей.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми –настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Ход родительского собрания

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к родному городу и округу в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.

Слайд 1: Что такое патриотизм (Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Слайд 2: Направления работы по патриотическому воспитанию

Работу по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям:

духовно – образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

воспитательно-образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Высказывания родителей.

Слайд 3: Детский сад и семья

Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.

Слайд 4: Семья.

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Высказывания родителей.

Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…). Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.

Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?

Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?

Слайд 5: Альбом с фото.

Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Какие традиции есть у вашей семьи?

Слайд 6: Традиции семьи.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Слайд 7: Символ дома.

Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?

Пожалуйста, поднимите руку те родители, дети которых знают домашний адрес.

Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?

Слайд 8: Символ детского сада.

Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес?

Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Мы уверены, что многие интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.. Мы гордимся своим детским садом и стараемся передать свою любовь и гордость детям.

Часто устраиваем экскурсии по территории детского сада, знакомим с сотрудниками.

Слайд 10: Символ-фотография города Нижневартовска.

Мы с вами живём в одном из красивейших городов ХМАО.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт?

Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности, рассказываете ли ребенку оних?

В нашем детскомсаду созданы мини-музее ( «Комната русского быта», «Народно-прикладное искусство», «Картинная галерея», «Наш округ»).

Слайд 11-14: «Комната русского быта», «Народно-прикладное искусство», «Картинная галерея», «Наш округ»)

Мы учим детей понимать, что и у людей и у вещей есть своя история.

Знакомим с культурой, прошлым и настоящим, достопримечательностями нашего города и округа, с промышленностью, с традициями и обычаями, с людьми, прославившими город. Развиваем потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, познавательную активность.

А у вас дома есть какие-нибудь мини-музеи или коллекции?

Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

Слайд 15: Вопросы

Мы в группе тоже хотели бы создать свой мини-музей. Мы уже оформили семейный альбом, будем двигаться дальше.

А какой- мы просим помощи у вас? (Может быть коллекцию фото, где вы отдыхали или гуляли по нашему городу и фотографировались возле памятников?)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год