«Формы работы с родителями в режиме круглосуточного пребывания детей в детском саду» |
Родительские собрания | |||
Автор: Самусь Наталья Георгиевна | |||
28.05.2015 15:11 | |||
«Формы работы с родителями в режиме круглосуточного пребывания детей в детском саду» Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я хочу поделиться своим опытом работы в дошкольном учреждении с круглосуточным пребыванием детей. Это имеет свою специфику, обусловленную длительным пребыванием детей. В наших условиях взаимодействовать с семьей не осень просто. Таким образом, становиться ясно, что работа с родителями приобретает особое значение. Семья сегодня переживает экономические и духовные трудности. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Нам педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Существуют разнообразные формы деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. В работе с родителями использую разные формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для меня важно само их участие. Сейчас постараюсь остановиться на нескольких формах работы с родителями используемые в детском саду. Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей привлекаем внимание разнообразными рубриками: «Мы занимаемся», «Час за часом», «Наше творчество», «Всезнайки», «Живём поживаем», «Минутка за минуткой», «Учите с нами», «Потеряшкин мир», в которые помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Но здесь можно стакнуться с недостатками: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями. Праздники и развлечения – самая любимая форма сотрудничества всех родителей и воспитателей. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и развлечениях. Проводим разнообразные конференции в занимательной форме, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами. День открытых дверей проводим два дня подряд, 2 раза в год, учитывая график работы родителей. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей это беседы и консультации, используем как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации, с целью оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, заранее планирую тематику и структуру беседы. Рекомендуем при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Используя традиционные формы работы, применяем различные техники. Одна из них – индивидуальная консультация с обязательным включением по проблеме для домашнего изучения. Перед консультацией на тему «Зачем дети играют?» предложили прочитать книгу А.С. Спиваковского «Игра- это серьезно». Сейчас в работе с родителями часто применяем информационные технологии:
Большую возможность для расширения информированности родителей по вопросам развития детей дают ссылки на Интернет-ресурсы. Для родителей предлагала ссылки на следующие сайты: Детский развлекательно-познавательный портал «Солнышко». Лукошко сказок. Очень часто используем в своей работе активные формы: Дни сотрудничества – традиция детского сада. Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и нас воспитателей. Темы встречи использую разнообразные. Беседу начинают активные родители, затем в нее включаются психолог, дефектолог, воспитатели, остальные родители. Предлагаем для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей. В этой форме работы примечательно то, что ни один родитель не останется в стороне. Родительское собрание с теоретической и практической частью. Однако из опыта работы знаю, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Можно найти выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытайтесь построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребует от нас педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат станет ощутимее. Используем аудио- и видеозаписей, выставки детских работ, практических показов деятельности детей, рассматривания семейных альбомов. Повышая интерес родителей к развитию своего ребенка, используем поручения:
Не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в детском саду заранее вывешиваем интригующее, яркое сообщение. Не скрою, очень часто бывает трудно активизировать родителей, проходить пересматривать, перестраиваться, искать, что то новое, интересное. Активность родителей повышается, если педагог своевременно попросил их рассказать о своем опыте, проблемах, успехах возникающих при воспитании детей. Работа с трудными семьями. В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др. Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию) Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно. Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми. Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр. Используемые многообразные формы воздействий я основывалась на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды. Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. За годы работы в дошкольном учреждении имели и имеем успехи в разных направлениях деятельности. И в этом залог успешной работы с родителями. Автор: воспитатель Самусь Наталья Георгиевна МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления «Колокольчик» Г. Черногорск. Республика Хакасия
|