«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В.Л. Сухомлинский Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить – возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
В работе по изобразительной деятельности я старалась создать положительный эмоциональный настрой на работу, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, побуждать его к созданию новых композиций. Для меня важно воспитать в каждом ребенке эстетический вкус, желание заниматься художественной деятельностью. В силу индивидуальных особенностей, развитие художественных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на специально – организованной деятельности я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы входящие в программу по дополнительному образованию, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. При обучении детей рисованию обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Я, считаю, что основная задача обучения для развития художественных способностей – помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами. Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей. В своей работе я использую нетрадиционные приемы рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. В работе я использую такие нетрадиционные приемы рисование с детьми младшего дошкольного возраста как: Рисование пальчиками, ладошкой, ступней Оттиск пробкой, печатками из картофеля, ластиком, смятой бумагой Печать поролоном, пенопластом Восковые мелки и акварель Свеча и акварель Тычок жесткой полусухой кистью Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Работая в детском саду я убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные приемы – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных приемов изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки». Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, индивидуальность в творческой работе и целенаправленность деятельности. Список используемой литературы 1. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994. 2. Журнал «Дошкольное воспитание», №10, статья Комаровой Т.С. «Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей». 3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». –М.,2007. 4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. –М., 2005.
Выполнила: Толстикова Инна Васильевна воспитатель МБДОУ д/с №25 «Умка» Россия , республика Хакасия, г. Саяногорск
|