«Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей раннего возраста» |
ИЗО детям | |||
Автор: Бирульс Татьяна Андрисовна | |||
21.08.2024 20:42 | |||
«Использование нетрадиционных техник рисования и их роль в развитии детей раннего возраста» «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его нужно научить ориентироваться в собственном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». Г.С. Альтшуллер. Проблема развития способностей, а именно формирование изобразительной грамотности состоит сегодня в центре внимания педагогов работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов, в дошкольном возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались: А.В. Бакушинский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой. Однако практический аспект, реализации задач развития художественных способностей воспитанников дошкольного возраста, средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должны изменяться технологии работы педагогов. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с воспитанниками во время образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для воспитанников неповторяющиеся сюжеты, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, что бы воспитанники, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у воспитанника положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Перед воспитанниками нужно ставить задачи «на выразительность» все более усложняющиеся по содержанию и касающиеся цвета, формы, то есть всей совокупности изобразительных средств. Решая эти задачи, они делают на доступном им уровне то же самое, что и настоящий художник. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы (техники) изображения:
Каждый из перечисленных выше способов (приемов) может быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединить с любой другой техникой рисования. Нетрадиционное рисование доставляет воспитанникам множество положительных эмоций. Эмоции, это, как известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует воспитанника, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, моторику рук, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов способствует снятию детских страхов, обретение веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят воспитанникам новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность, на протяжении всего времени, отведенного на творческую деятельность. Для будущего наших воспитанников это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед. Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных воспитанников. Нетрадиционное рисование увлекает, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Необходимо формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у воспитанников нравственной, эстетической позиции. Развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности). Формировать у воспитанников желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели и задачи. Развивать у воспитанников умение замысла образа, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения. Образовательная деятельность с использование нетрадиционного рисования очень важна, благодаря художественно – творческой деятельности ребенок учится удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Научившись выражать свои чувства на бумаге, воспитанник начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится, он уверен, что получится, и получится красиво. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально – благоприятные отношения к деятельности у воспитанников. Результат художественно – творческой деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у воспитанников новое желание, стремление к новому наиболее творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
|