Развитие творческих способностей детей с ОНР в изобразительной деятельности. |
ИЗО детям | |||
Автор: Шведова Лариса Александровна | |||
03.06.2024 20:44 | |||
Развитие творческих способностей детей с ОНР в изобразительной деятельности. (из опыта работы) «Два мира есть у человека: один, который нас творил, Другой, который мы от века творим по мере наших сил». (Н. Заболоцкий) В 5 лет дети дают 90 % оригинальных ответов, в 7 лет – 20 %, а взрослые лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практике на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого – педагогического анализа. В целом ряде исследований и метадических разработок Т.Н. Дороновой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.И. Сакулиной, Е.А. Флериной показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства. Изобразительная деятельность способствует:
И, наконец, в процессе изодеятельности ребенок испытывает разные чувства: радуется, огорчается, стремится преодолеть трудности и пасует перед ними. Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? Почему верным рисованию остаются только художественно-одаренные люди? Ведь все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют. Я вижу в детских работах однообразие, бедность цвета, одноплановость. Мои наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению. Я выявила ряд причин, препятствующих проявлению творчества. Причины, препятствующие стремлению детей к творческому проявлению:
Анализ диагностики показал, что рисунки детей – логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно – творческих способностей детей. Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное опираясь на его природу, страшась заглушить способности? Итак, проблема актуальна и я решила более углубленно работать над развитием творческих способностей детей. Цель моей работы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изодеятельности. Для достижения цели определила следующие задачи:
Работаю по программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. Использую в работе базовое методическое пособие Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», методическое пособие Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество», пользуюсь методическими разработками Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», Компанцевой Л.В. «Развитие художественно – творческих способностей у детей». Используя данную литературу, разработала перспективное планирование, основанное на дидактических принципах. Дидактические принципы:
По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети – пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из – за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей — логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художествен – творческих возможностей детей необходимы следующие условия. Создаю условия, которые способствуют развитию творчества у детей:
Чем богаче опыт, тем разнообразнее по содержанию детские рисунки. Прочитала, что если до 4 лет не спешить с показом способов рисования, но при этом заботиться о накоплении у малыша сенсорного опыта, то он значительно раньше начинает изображать сложные предметы. Многие дети, не способны самостоятельно оценить красоту какого – либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного смысла. Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, я сама должна уметь искренне чувствовать, видеть красоту жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания. Мы с детьми любим минуты тишины. Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т.е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитываю характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности своих детей. Методы и приемы, используемые мной на занятиях по изодеятельности: 1. Словесные методы:
2. Наглядные методы:
3. Практические методы:
4. Игровой метод: Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. На занятиях использую:
Знания, полученные на занятиях, обязательно закрепляю в дидактических играх, самостоятельной деятельности. Развивающие разработала по возрастным группам и разделам дидактические и художественно – развивающие игры. Разделы дидактических игр:
Изодеятельность для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изодеятельности. Я увидела, как нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Использую разнообразные нетрадиционные техники рисования:
Нетрадиционные техники развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся, и они их применяют в самостоятельной деятельности. Успех в работе по развитию творческих способностей детей – логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. В работе с родителями:
Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. Об этом говорят результаты диагностического обследования, проведенного в конце учебного года. У детей появился еще больший интерес к изодеятельности, улучшилось качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла), дети используют различный изобразительный материал, различные нетрадиционные техники рисования. Достижения:
Проблемы:
Мир искусства богатый и разнообразный, помогающий человеку развить свои чувства и обогатить душу. Искусством можно любоваться, восхищаться, но его можно и создавать, т.е. рисовать, лепить, делать поделки и т.д. Для этого надо много учиться, заниматься с детьми систематически и творчески. И тогда наши детишки не только разрисуют белоснежный лист диковинными цветами, но и научатся образно мыслить, проникнутся любовью к творчеству. И хочется вспомнить слова Сухомлинского «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу». А состояние человеческой души – главная цель воспитания. Составила доклад: Шведова Лариса Александровна. (педагог дополнительного образования ИЗО, МАДОУ № 157 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово
|