Организация непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе по художественно-эстетическому развитию |
ИЗО детям | |||
Автор: Черепанова Мария Викторовна , Хавелева Марина Сергеевна | |||
21.10.2023 16:29 | |||
Организация непосредственной образовательной деятельности детей в средней группе по художественно-эстетическому развитию (комплекс занятий по теме «Северное сияние», включающий в себя чтение художественной литературы и рисование нетрадиционными техниками) Авторы: Черепанова М. В, Хавелева М.С. воспитатели МАДОУ № 24, г.Томск «Художественно-эстетическое развитие» (чтение художественной литературы) «Легенда о Северном сиянии» часть 1 Цель: Знакомство детей с природным явлением — полярным сиянием, используя художественную литературу Задачи. Обучающая: 1. Познакомить детей с природным явлением — полярным сиянием. Развивающая: Способствовать проявлению детской любознательности к природным явлениям.
Продолжать развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас детей. Развивать творческие способности детей Воспитательная: 1. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы. Оборудование: «льдинки» в форме следов и ладошек, сундук, цветные фонарики, декорации Северного полюса. Ход занятия. (раздается звон «Джингл» – это сигнал детского совета. Ребята собираются на ковре садятся в круг. На мольберте план проекта «Антарктида»). Воспитатель: Ребята, все готовы? На место все убрали? Молодцы. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на нашем совете? Ответы детей. Воспитатель: ребята, Знайка рассказал нам уже много нового и интересного об Антарктиде? Давай те вспомним, о чем мы узнали. (Дети поднимают руку, по очереди рассказывают). Интересно, а какой интересный рассказ приготовил нам Знайка сегодня. Ой, ребята, где же он? Дети находят Знайку возле макета Северного полюса. Воспитатель: Здравствуй Знайка, а почему ты тут сидишь такой грусный?? Знайка: Я грустный потому, что приготовил сегодня для Вас интересную сказку о северном сиянии, а свой сундук со сказками, кажется, забыл на далеком севере. Воспитатель: Знайка, а что же это такое северное сияние? Знайка: Ребята это очень красивое природное явление. Я никогда раньше такого не видел. Но однажды когда мы играли со Снежной королевой в ледяное лото, все на небе вспыхнуло яркими красками. Я очень удивился и даже испугался. Но королева меня успокоила и сказала, что это северное сияние Северное сияние –красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких дней. В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы или на всём небосводе вспыхивает многоцветный сверкающий занавес. Знайка: А вамребята интересно узнать как появилось северное сияние? Дети: Да Знайка почему ты опять загрустил? Знайка (опять загрустил): Я расстроился, что потерял свой сундук со скаками и не смогу вам рассказать сказку Воспитатель: Знайка не расстраивайся, нам очень интересно узнать о северном сиянии, а давай отправимся на северный полюс все вместе и отыщем твой сундук со сказками. Знайка: Да, давайте. Воспитатель: Ребята, а какая погода на Северном полюсе? Ответы детей Воспитатель: Поэтому чтобы отправиться, нам надо очень тепло одеться. Стихотворение с движением Надеваем на ноги теплые сапожки. Это с правой ножки. Это с левой ножки. Подтянем штанишки, Наденем пальтишки Пальтишки меховые, И шапки пуховые. И застегнемся вот так! Что ж, готовы? Это дело На полюс полетели смело!!! Воспитатель: А на полюс мы полетим на самолете Занимайте свои места, завели моторчики и полетели Самолеты летят в сторону спальни Скорость самолета убавляем, Мы над Арктикой летаем! Вот на север прилетели, Самолеты наши сели. Заглушаем моторы, высаживаемся из самолета. Мы на Севере! Знайка: Ну, вот мы и на Северном Полюсе! (звучит фонограмма «зима-метель») В царстве холода и стужи Все кругом сковали льды, Серебристые метели, Запорошили следы. Ребята, смотрите, вот и мой сундук со сказками, но чтобы до него добраться надо перебраться на остров вот по этим льдинкам не упав в холодный океан. На полу расположены льдинки (игра «Следы-ладошки») Знайка: Вот мы и добрались до сундука, располагайтесь на вот этих сугробиках. На полу расположены подушечки в виде сугробов. Дети садятся на подушки вокруг сундука со сказками. Знайка открывает сундук. Свет погасает. Начинается волшебное свечение. Знайка: Слушайте внимательно «Сказка о северном сиянии» Далеко на севере, где большие деревья становятся маленькими, а землю покрывает не трава, а мох, жили люди. Они жили тем, что охотились на животных, собирали ягоды и коренья, а еще разводили оленей. Природа в тех краях была суровой, но по-своему красивой. Лето было очень коротким, зима очень длинной. Летом по нескольку недель солнце не заходило за горизонт, а зимой наоборот — день почти не отличался от ночи по темноте. Чтобы не замерзать в таких суровых зимах, какие были там, люди намазывались медвежьим или тюленьим жиром, а одевались в одежду из оленьих и медвежьих шкур. Однажды собрались вместе солнце, луна и ветер, и заговорили о том, как людям трудно живется: весной и осенью они терпят слякоть и постоянно моросящий дождь, зимой – мороз, пургу и вьюгу. И только лето радует их: то редкие цветочки веселят глаз, то разноцветная радуга появится после дождя. - А почему бы нам не подарить им радугу зимой? — предложил ветер. - Но как? — спросили солнце и луна. - Ты, — сказал он солнцу, — высечешь искры. Ты, — повернулся он к луне, — придашь им переливы звезд. А я раздую их в сполохи и разнесу по небу. Так они и сделали. Солнце высекло искры, которые разгорелись в огненные сполохи. Луна сделала так, что они стали переливаться, а ветер своим дуновением разнес их по небу. Когда после короткого, трудного дня и вкусного ужина люди вышли на улицу из своих жилищ, они увидели на небе яркие сполохи, которые переливались чудными цветами. И радостью от такой красоты наполнились их сердца. С тех пор у северных людей есть не только цветная радуга летом, но и северное сияние зимой, которые радуют глаза и веселят душу. Воспитатель: Спасибо тебе Знайка, за интересную сказку. Но ребята немного устали, пора размяться. Знайка: Ребята, а давайте с Вами потанцуем как жители Севера. Они очень любят танцевать Танец народов С евера. Воспитатель: Какой веселый танец ты для нас приготовил. Ребята присаживайтесь на свои места Воспитатель: Ребята, а что нового для себя вы узнали? Дети: про северное сияние. Воспитатель: Как появляется северное сияние? Дети: ветер разносит по небу солнечные искры Воспитатель: Как вы поняли, что такое сплохи? Воспитатель: Как выглядит северное сияние? Дети: красиво Воспитатель: Как вы его себе представляете? Дети: красочно сверкает Спасибо Знайка тебе за интересную сказку, но нам пора возвращаться в группу Слышате, мотор ревет, Загудел наш самолет! Землю оставляем. Все ребята мы взлетаем! Воспитатель: Полетим на самолете медленно, чтобы еще раз полюбоваться бескрайними просторами Арктики. Спокойно шагаем вокруг комнаты руки «Самолет», улетаем в группу. Рефлексия Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? А что вам показалось самым интересным? А что было самое трудное? Ответы детей Воспитатель: Ребята, Знайка рассказал намсказку с вами о северном сиянии. Узнали из сказки, что солнечные искры ветер разносит по небу, а действительно ли это так на самом деле? И как выглядит северное сияние увидеть мы не смогли. Воспитатель: Давайте с вами договоримся, сегодня вечером вы с мамами и папами поищите информацию, я тоже постараюсь найти для вас что-нибудь очень интересное. А завтра утром мы с вами встретимся и обменяемся интересной информацией. А сейчас давайте скажем спасибо Знайке за увлекательное путешествие и очень интересную сказку. «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) часть 2 Цель: Знакомство детей с природным явлением — полярным сиянием и отображение особенностей его красоты через продуктивную деятельность. Задачи. Обучающая:
Развивающая: Продолжать способствовать проявлению детской любознательности к природным явлениям. развивать интерес к рисованию природных явлений. Развивать творческие способности детей Воспитательная: 1. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы. Оборудование: султанчики разных цветов, листы А4 черного цвета, гуашь, кисточки (раздается звон колокольчика – это сигнал детского совета. Ребята собираются на ковре садятся в круг. На мольберте план проекта «Антарктида»). Сбор детей Воспитатель: Ребята вчера мы с вами договорились, что вы с родителями поищите информацию про Северное сияние. Мне очень интересно о чем же вы узнали. Обмен информацией Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, узнали много нового и интересного. А я тоже нашла очень интересный и красивый фильм о Северном сиянии и приглашаю вас его посмотреть. Просмотр видеороликас одновременным комментарием воспитателя. Полярное сияние – это природное явление. Наша Земля похожа на большой магнит с северным и южным полюсами. Когда солнечный ветер обдувает Землю, то создается трение ветра об атмосферу земли. Некоторые солнечные частицы собираются в слоях атмосферы у Северного полюса. Там и возникает полярное сияние. Говорить о полярном сиянии – то же самое, что пытаться словами описать музыку. С чем его только не сравнивали! Людям казалось, что они видят на небе извивающихся змей и гигантские птичьи крылья, огненные купола и короны, экзотические веера и занавеси, снопы и пучки разноцветных лучей, дуги, спирали,. Кстати, полярное сияние может петь, только звуки, издаваемые им не слышны человеческому уху. Чтобы услышать пение полярного сияния, нужны специальные приборы. Недавно ученым удалось записать этот звук на высоте 70-80 м. Послушайте
А вот так полярное сияние выглядит из космоса. Это сияние над Антарктидой. Как красиво, необычно. Воспитатель: Как вы считаете, в сказке правильно было описано его появление? Дети: да Воспитатель: Ребята, вы теперь представляете, что такое северное сияние? Дети: Представляем Воспитатель: А изобразить сможете? Дети: Сможем Воспитатель: Ребята давайте мы изобразим северное сияние при помощи танца. Мы с вами превратимся в северное сияние Танец с султанчиками «Северное сияние» Воспитатель: Какое красивое северное сияние у нас получилось. А теперь давайте нарисуем северное сияние и поможем Знайке доделать макет. Воспитатель: Что вам для этого нужно? Какие материалы мы можем использовать? Как вы думаете, чем лучше нарисовать северное сияние? Ответы детей Воспитатель: очень интересные вы предложили варианты, Воспитатель: Вот мы определились. Воспитатель. Я предлагаю вам разделиться на две мастерские, одни ребята попробуют нарисовать северное сияние карандашами, другие красками. Проходите пожалуйстав ту мастерскую которая вам больше нравиться. Воспитатель: А теперь берите все необходимое и приступайте к работе. Продуктивная деятельность Воспитатель: ребята, какие красивые работы у вас получились. Как вам теперь наш макет? Дети: Красивый Воспитатель: Скажите, что вам понравилось? Что интересного вы узнали? Кому вы сможете рассказать о полярном сиянии? Ответы детей: Понравилась сказка про северное сияние, как оно появилось расскажем маме и папе, друзьям. Воспитатель: ребята, про северное сияние есть еще много сказок и легенд вместе с родителями можете их почитать, и рассказать нам, или принести в группу мы вместе прочитаем.
|