Эбру в новом ракурсе |
ИЗО детям | |||
Автор: Невмятуллина Светлана Олеговна | |||
15.08.2023 20:20 | |||
Эбру в новом ракурсе Невмятуллина Светлана Олеговна, Воспитатель, педагог дополнительного образования МБОУ Немчиновский лицей дошкольное отделение – детский сад №38, член Союза мастеров Эбру России Эбру в новом ракурсе В последнее время мы, педагоги, очень часто используем в образовательной деятельности необычные изобразительные техники при обучении рисованию детей. Безусловно, многие из вас знакомы с такой техникой рисования на воде, как эбру. Большинство педагогов ее применяют как изобразительную технику, отличающуюся от других своей необычностью и яркими эмоциями.
Наш совместный опыт с детьми с применением эбру позволил мне создать авторскую технологию, которая включает в себя не только процесс рисования, но и дальнейшее использование творческого продукта в разных образовательных областях и в разных видах детской деятельности. Данная технология направлена на расширение возможностей (обогащение процесса), что является процессом амплификации. В основе данной технологии условно «лежит» спираль развития, в которой процесс протекает следующим образом: интерес рождает желание освоить технологию. Освоенные приемы и материалы закрепляют (усиливают) интерес. Диапазон освоенных материалов и приемов рождает желание выйти за рамки образцов и создавать свои картины. Творческий полет часто приводит к возврату на предыдущий этап – «надо освоить еще один-два приема, тогда получится картина моей мечты». Новый ракурс или оригинальная концепция технологии эбру демонстрирует свою универсальность, находя свое отражение в разных образовательных областях и разных видах детской деятельности. Если говорить о познавательном развитии, то здесь мы с детьми можем экспериментировать с краской, смешивая ее, и получать дополнительные оттенки. Экспериментирование с раствором позволяет создавать разные рисунки: от плоскостных – до объемных. Эксперименты с различными материалами в процессе рисования на воде позволяют детям делать определенные выводы, умозаключения, например, «те материалы, которые впитывают воду, подлежат окрашиванию». Использование Эбру, как технологии» способствует развитию детского наставничества, формирует умение работать в паре. Дети старшего дошкольного возраста, рисуя на воде, создают яркую основу для дальнейшего использования рисунка детьми младшего возраста, например, для аппликации. Так мы осуществляем разновозрастное взаимодействие. Использование сюжетных ковриков при окрашивании разных бумажных и деревянных шаблонов позволяет создавать игровые ситуации уже на этапе высыхания шаблонов. Эбру мотивирует детей к сложным видам творческой деятельности. Почему дети не любят оригами? Это сложный вид декоративно-прикладного искусства, трудности в работе со схемами, тонкая и однообразная бумага. Создав уникальный рисунок на воде и перенеся его на поверхность бумаги, мы получаем удивительный материал, который в дальнейшем можем использовать в качестве основы в сознании оригами. Плотная бумага, устойчивая к множественным манипуляциям, уникальный рисунок – все это привлекает детей и вызывает у них желание создавать новые шедевры. Художественная роспись – сложный вид декорирования, создания узора. Здесь эбру позволяет найти точки соприкосновения с цветовой гаммой, формой той или иной росписи. В работе с детьми-билингвами прием стилизации (по цвету и форме) облегчает процесс запоминания и создает ситуацию узнаваемости узора в интерьере, одежде и др. Таким образом, современное изобразительное искусство посредством стилизации способствует привлечению детей к народному творчеству. Дидактические пособия и игры, созданные из продуктов творческой деятельности детей, изготавливаются с целью развития коммуникативных и речевых навыков. Например:
Многие материалы становятся автодидактическим пособием для самостоятельной деятельности детей. Таким образом, созданные дидактические игры и пособия, мотивируют детей к игровой деятельности, способствуют развитию коммуникативных навыков, связной речи детей. Подводя итоги, хочется отметить, что в данной статье я рассказала не о всех возможностях использования эбру, потенциал данной технологии гораздо шире, чем мы привыкли видеть. Поэтому если вас, уважаемые коллеги, заинтересовала данная технология — пробуйте, экспериментируйте и создавайте!
|