Программа работы кружка по изобразительной деятельности «Радуга» |
ИЗО детям | |||
Автор: Костина Елена Владимировна | |||
05.11.2022 20:10 | |||
Программа работы кружка по изобразительной деятельности «Радуга» Разработчик Е.В. Костина 1. Пояснительная записка Актуальность% В современной системе дошкольного образования все явственней проявляются тенденции, которые позволяют говорить о его новом качественном состоянии. Вариативность дошкольного образования, гуманизация его содержания, усиление личностной ориентации в педагогическом процессе дошкольных учреждений – вот далеко не все позитивные черты, характеризующие современное дошкольное образование. Главным действующим лицом образовательного процесса становится ребенок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.
Среди множества факторов, обусловливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Это происходит в рамках исконно «детский видов деятельности» (А. В. Запорожец) и в доступных для дошкольников формах. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности. Направление Программа основана на синтезе искусств, где доминирующая роль отводится живописи и музыке, методически представлена системой интегративных занятий, которые объединяют изобразительную и музыкальную деятельность, развитие речи и ознакомление детей с окружающим миром. Срок реализации 4 года. Форма организации Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам (10-12 человек), что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Возрастные критерии Программа рассчитана на работу с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Система интегративных занятий рассчитана на одно занятие в две недели (младший, средний и старший возраст) и на одно занятие в неделю (подготовительная группа). 2. Цель и задачи программы Цель Программа нацелена на эмоционально-творческое развитие личности дошкольника в условиях интегративного воздействия различных искусств (живопись, музыка, поэзия). Задачи:
Младшая группа Задачи цикла «СКАЗКИ, РАССКАЗАННЫЕ ПАЛЬЧИКАМИ»
Задачи цикла «СКАЗКИ, РАССКАЗАННЫЕ КИСТОЧКОЙ»
Задачи цикла «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ»
Средняя группа Задачи цикла «ХОДИТ СОН ПО ЛАВОЧКЕ»
Задачи цикла «ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ»
Задачи цикла «ИГРУШЕЧНАЯ СКАЗКА»
Старшая группа Задачи цикла «СТАРЫЕ, СТАРЫЕ СКАЗКИ»
Задачи цикла «РУССКАЯ ЯРМАРКА»
Задачи цикла «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»
Подготовительная группа Задачи цикла «КАКОЕ НЕБО НАДО МНОЙ?»
Задачи цикла «ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…»
Задачи цикла «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»
Задачи цикла «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ ПОДВОДНЫЙ МИР»
Задачи цикла «МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ»
Задачи цикла «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»
Принципы Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов:
Программное содержание выстраивается так, чтобы развитие ребенка происходило через освоение и осмысление художественно-эстетической информации, которая заложена в произведениях живописи, музыки, поэзии, через обогащение опыта в преобразующей художественно-творческой деятельности, продуктом которого могут быть рисунки детей, созданные индивидуально и группой; пластика движений, словотворчество. Это обеспечивает качественный рост личности дошкольника, обусловленный активным общением ребенка с различными видами искусства (живопись, музыка, литература); обогащение эмоционального, художественно-эстетического опыта; накопление и раскрытие творческого потенциала дошкольника. Структура и содержание программы Программа рассчитана на работу с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Задачи, решаемые на интегративных занятиях, строятся во всех возрастных группах по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в каждом конкретном возрасте. Это мир природы, человека и искусства. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности и категории создания и принятия окружающего мира дают возможность ребенку творчески преобразовывать опыт общения с природой, искусством и людьми. Процесс интеграции прослеживается не только в тематической направленности интегративных занятий, но и в их структурном построении. Интегративные занятия имеют разную стилистическую направленность, которая, определяется жанровостью тех или иных произведений искусства, как живописных полотен (портрет, пейзаж, натюрморт), музыкальных произведений, так и поэтических строк и несет разную эмоциональную нагрузку. Таким образом, перед детьми раскрывается возможность освоить многообразие эмоционального мира культуры и обогатить собственных мир эмоций и переживаний. Содержание занятий с характерной лирической направленностью включает в себя образы природы, раскрытые силой творческого воображения живописцев и композиторов, побуждает к налаживанию отношений между двумя экосистемами: природой и человеком. Занятия, содержательная часть которых основана на фольклоре и произведениях народного прикладного искусства, предлагают детям своеобразную трактовку традиций народа. Передаваемая в различных искусствах народная мудрость является мощным средством для формирования нравственной основы личности ребенка и выступает средством постижения жизненного уклада, окружающего мира, осознания себя частью его. Система интегративных занятий рассчитана на одно занятие в две недели (младший, средний и старший возраст) и на одно занятие в неделю (подготовительная группа). Важно учитывать взаимодействие и взаимозависимость программного материала интегративных занятий художественно-эстетического цикла (музыка, лепка, аппликация, развитие речи, изобразительная деятельность и др.). Материальное обеспечение Занятия проходят в группе. Используется разнообразный художественный материал: бумага белая, бумага тонированная, гуашь, акварель, палитры, карандаши простые и цветные, кисти разных размеров и т.д.; используются записи музыкальных произведений, репродукции картин, чтение отрывков художественной литературы для детей.
|