Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа работы кружка по изобразительной деятельности «Радуга»
ИЗО детям
Автор: Костина Елена Владимировна   
05.11.2022 20:10

Программа работы кружка по изобразительной деятельности «Радуга»Программа работы кружка по изобразительной деятельности «Радуга»

Разработчик Е.В. Костина

1. Пояснительная записка

Актуальность%

В современной системе дошкольного образования все явственней проявляются тенденции, которые позволяют говорить о его новом качественном состоянии. Вариативность дошкольного образования, гуманизация его содержания, усиление личностной ориентации в педагогическом процессе дошкольных учреждений – вот далеко не все позитивные черты, характеризующие современное дошкольное образование.

Главным действующим лицом образовательного процесса становится ребенок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.

 

Скачать программу

Среди множества факторов, обусловливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Это происходит в рамках исконно «детский видов деятельности» (А. В. Запорожец) и в доступных для дошкольников формах.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Направление

Программа основана на синтезе искусств, где доминирующая роль отводится живописи и музыке, методически представлена системой интегративных занятий, которые объединяют изобразительную и музыкальную деятельность, развитие речи и ознакомление детей с окружающим миром.

Срок реализации 4 года.

Форма организации

Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам (10-12 человек), что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей.

Возрастные критерии

Программа рассчитана на работу с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада.

Система интегративных занятий рассчитана на одно занятие в две недели (младший, средний и старший возраст) и на одно занятие в неделю (подготовительная группа).

2. Цель и задачи программы

Цель

Программа нацелена на эмоционально-творческое развитие личности дошкольника в условиях интегративного воздействия различных искусств (живопись, музыка, поэзия).

Задачи:

  • Способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей;
  • Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности;
  • Создать условия для освоения нравственно-эстетических ценностей, побуждать ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.

Младшая группа

Задачи цикла «СКАЗКИ, РАССКАЗАННЫЕ ПАЛЬЧИКАМИ»

  • направить внимание детей на восприятие выразительности образов;
  • учить детей чувствовать настроение музыки (грусть – радость);
  • способствовать развитию формообразующих движений;
  • активизировать словарь детей.

Задачи цикла «СКАЗКИ, РАССКАЗАННЫЕ КИСТОЧКОЙ»

  • учить детей видеть выразительность музыкального и художественного образа;
  • воспитывать эмоциональную чуткость, способность определять контрастность музыкальных образов через динамические и регистровые изменения в музыке;
  • развивать пластику формообразующих движений, необходимых для передачи художественных образов, явлений окружающего мира;
  • создать условия для знакомства и освоения детьми цветового спектра, техник рисования кистью;
  • активизировать словарь детей образными словами, характеризующими музыку.

Задачи цикла «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ»

  • развивать зрительное и слуховое восприятие, умение вслушиваться, чувствовать настроение и характер музыкально-художественного образа;
  • побуждать к эмоциональному сопереживанию; продолжать развивать технические навыки рисования кистью.

Средняя группа

Задачи цикла «ХОДИТ СОН ПО ЛАВОЧКЕ»

  • развивать способность использовать цвет для передачи контрастных образов природы, умение определять роль цвета в пейзажной живописи на элементарном уровне;
  • учить детей слышать смену темпа, динамики, регистра в музыке;
  • закрепить способы беспредметной живописи;
  • продолжать работу над расширением и закреплением словарного запаса детей.

Задачи цикла «ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ»

  • стимулировать желание детей использовать различные изобразительные средства для отражения в рисунке собственных впечатлений (с использованием основных и промежуточных цветов, полученных путем смешения красок основных цветов: оранжевый, зеленый, коричневый);
  • развивать способность чувствовать характер мелодии, интонационную выразительность;
  • формировать эстетическое отношение к изделиям русского народного прикладного искусства и к музыкальному фольклору;
  • помочь детям осознать смысл слов: «разноцветная», «плясовая», «радостная», «грустная».

Задачи цикла «ИГРУШЕЧНАЯ СКАЗКА»

  • развивать чувство цвета посредством беспредметной живописи;
  • возбуждать воображение, стимулировать стремление к импровизации с цветовым пятном;
  • совершенствовать умение соотносить цвет с настроением музыки (радость, грусть);
  • воспитывать у детей толерантность;
  • расширять словарный запас детей, способствовать повышению выразительности детской речи.

Старшая группа

Задачи цикла «СТАРЫЕ, СТАРЫЕ СКАЗКИ»

  • продолжать знакомить детей со средствами музыкальной выразительности (темп, динамика, тембр, мелодия), выразительности в живописи: цвет, его интенсивность (яркий, тусклый, мрачный), его пластические свойства (легкий, тяжелый, прозрачный);
  • расширить спектр технических изобразительных возможностей детей, позволяющих осуществить наиболее яркую передачу образа: рисование губкой, воском, техникой монотипии;
  • расширить словарный запас детей, раскрыть смысл слов: необыкновенная, свежая, светлая, убаюкивающая, хмурая, мрачная, неторопливая и пр.;
  • познакомить детей с жанром пейзажной живописи.

Задачи цикла «РУССКАЯ ЯРМАРКА»

  • развивать умение сопоставлять внешнее и внутреннее содержание художественного образа;
  • учить понимать настроение художественного образа (радость, грусть), вызывать у детей чувство сопереживания;
  • закрепление понятий «холодные» и «теплые» тона;
  • раскрыть смысл слов: задумчивая, плавная, напевная, загадочная, искрящаяся, сверкающая;
  • познакомить с портретом как жанровой живописью;
  • продолжать знакомить детей с различными техниками народного прикладного искусства.

Задачи цикла «ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»

  • продолжать работу над композиционной выразительностью рисунка, через линию, структурное построение предметов, их взаиморасположение на листе бумаги;
  • учить элементам живописной прорисовки рисунка;
  • продолжать осваивать новые техники рисования (монотипия);
  • поощрять творческое проявление фантазии;
  • раскрыть смысл слов: мечтательная, фантастическая, осторожная, грубая, тяжелая, острая;
  • закрепить понятие «композиция».

Подготовительная группа

Задачи цикла «КАКОЕ НЕБО НАДО МНОЙ?»

  • развивать умение чувствовать, видеть, говорить о прекрасном в живописи, музыке, поэзии;
  • поощрять творческие проявления при создании художественных образов;
  • развивать у детей умение регулировать интенсивность выразительных средств в цветовом колорите, звуках музыки, речи и ее оттенках.

Задачи цикла «ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…»

  • развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых оттенков;
  • продолжать знакомить детей с выразительностью музыкальных и художественных средств;
  • закрепить умение определять связь эмоционального содержания музыки и живописи с их техническим воплощением;
  • ввести в активный словарь слова: зло, добро, ласка, нежность, верность, могучая, богатырская, белокаменная;
  • дать детям понятия: «пейзаж», «натюрморт», «композиция», «архитектура».

Задачи цикла «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»

  • помочь детям почувствовать красоту природы в художественных образах (музыке, живописи, поэзии);
  • закрепить умение использовать пластические свойства цвета (легкий, прозрачный, тяжелый) для передачи характера и настроения художественного образа в рисунках;
  • раскрыть смысл слов: легкий, тяжелый, холодный, теплый, вьюжная, колючая, музыка просторная, величественная;
  • закрепить понятия: «пейзаж», «портрет».

Задачи цикла «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ ПОДВОДНЫЙ МИР»

  • учить детей осмысливать и реализовывать собственный художественный образ, его характер и настроение; развитие фантазии и воображения при сравнительном восприятии музыкальных и живописных произведениях;
  • закрепить представление об эмоционально-эстетической значимости выразительных средств цветового колорита и звуков музыки;
  • совершенствовать технические изобразительные навыки в использовании различных выразительных средств;
  • ввести в активный словарь детей слова: красочное, праздничное, грустное, печальное, сказочное и др.

Задачи цикла «МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ»

  • учить концентрировать внимание на восприятии художественного образа, его характера, настроения;
  • закрепить умение пользоваться выразительностью цвета (яркий, тусклый, мрачный), его пластическими свойствами (легкий, прозрачный, тяжелый) при передаче настроения и характера и специфических особенностей художественного образа;
  • создать у детей устойчивую мотивацию к самостоятельному созданию художественных образов и словесного творчества.

Задачи цикла «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»

  • продолжать учить замечать выразительные средства музыкального, живописного и поэтического художественного образа;
  • закрепить умение передавать свое отношение к художественному образу, используя различные выразительные средства в области изобразительной деятельности, пластики, в словесном творчестве.

Принципы

Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов:

  • Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Это обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
  • Принцип целостности образа мира предусматривает наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
  • Принцип интегративности программы заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.

Программное содержание выстраивается так, чтобы развитие ребенка происходило через освоение и осмысление художественно-эстетической информации, которая заложена в произведениях живописи, музыки, поэзии, через обогащение опыта в преобразующей художественно-творческой деятельности, продуктом которого могут быть рисунки детей, созданные индивидуально и группой; пластика движений, словотворчество. Это обеспечивает качественный рост личности дошкольника, обусловленный активным общением ребенка с различными видами искусства (живопись, музыка, литература); обогащение эмоционального, художественно-эстетического опыта; накопление и раскрытие творческого потенциала дошкольника.

Структура и содержание программы

Программа рассчитана на работу с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Задачи, решаемые на интегративных занятиях, строятся во всех возрастных группах по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в каждом конкретном возрасте. Это мир природы, человека и искусства. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности и категории создания и принятия окружающего мира дают возможность ребенку творчески преобразовывать опыт общения с природой, искусством и людьми.

Процесс интеграции прослеживается не только в тематической направленности интегративных занятий, но и в их структурном построении.

Интегративные занятия имеют разную стилистическую направленность, которая, определяется жанровостью тех или иных произведений искусства, как живописных полотен (портрет, пейзаж, натюрморт), музыкальных произведений, так и поэтических строк и несет разную эмоциональную нагрузку. Таким образом, перед детьми раскрывается возможность освоить многообразие эмоционального мира культуры и обогатить собственных мир эмоций и переживаний.

Содержание занятий с характерной лирической направленностью включает в себя образы природы, раскрытые силой творческого воображения живописцев и композиторов, побуждает к налаживанию отношений между двумя экосистемами: природой и человеком.

Занятия, содержательная часть которых основана на фольклоре и произведениях народного прикладного искусства, предлагают детям своеобразную трактовку традиций народа. Передаваемая в различных искусствах народная мудрость является мощным средством для формирования нравственной основы личности ребенка и выступает средством постижения жизненного уклада, окружающего мира, осознания себя частью его.

Система интегративных занятий рассчитана на одно занятие в две недели (младший, средний и старший возраст) и на одно занятие в неделю (подготовительная группа). Важно учитывать взаимодействие и взаимозависимость программного материала интегративных занятий художественно-эстетического цикла (музыка, лепка, аппликация, развитие речи, изобразительная деятельность и др.).

Материальное обеспечение

Занятия проходят в группе. Используется разнообразный художественный материал: бумага белая, бумага тонированная, гуашь, акварель, палитры, карандаши простые и цветные, кисти разных размеров и т.д.; используются записи музыкальных произведений, репродукции картин, чтение отрывков художественной литературы для детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год