Авторская методическая разработка. Использование нетрадиционных техник рисования на основе полихудожественного подхода – дидактическая игра «Необыкновенная картина» |
ИЗО детям | |||
Автор: Гилёва Ирина Валентиновна | |||
07.09.2022 05:43 | |||
Авторская методическая разработка. Использование нетрадиционных техник рисования на основе полихудожественного подхода – дидактическая игра «Необыкновенная картина» Аннотация: Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развивать воображение, проявлять самостоятельность и инициативу, выражать свою индивидуальность. В ходе игры моделируются разные способы изображения с использованием различных материалов; закрепляется представления о цвете, формируются сенсорные системы. Введение: В настоящее время социальная значимость темы творческих способностей заставляет по-другому рассматривать вопросы развития детей в детском саду, а также определить актуальность и необходимость проведения занятий по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Главная задача – формирование и развитие в единстве эстетического отношения к жизни, художественных способностей детей и навыков художественного труда в процессе продуктивной деятельности. Нетрадиционный способ рисования (от лат. traditio – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются традиционными, широко известными. Термин «техника» (от греч. technike – искусная и technе – искусство, мастерство) понимается как совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Представленные в игре нетрадиционные способы и техники рисования могут легко меняться в соответствии с возрастными возможностями, самостоятельным замыслом, как в коллективной, так и индивидуальной деятельности детей. Содержание методической части: Совместное рисование «Необыкновенная картина» с использованием нетрадиционных техник рисования Культурная практика: художественно – игровая деятельность. Культурно-смысловой контекст: создание картин нетрадиционными техниками рисования Цель: Формирование сенсорных систем через игру с использованием нетрадиционных техник рисования в совместной игровой деятельности. Задачи: применить разнообразные нетрадиционные техники рисования для создания коллективной картины; смоделировать разные способы изображения с использованием различных материалов; закреплять представления о цвете; выполнять задание по заданному алгоритму; доводить начатое дело до завершения; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проявлять эмоциональную отзывчивость и эстетическое отношение; осознавать ценность взаимодействия в группе, выполнения совместной работы. Инвентарь и оборудование: 7 карандашей разных цветов, сделанных из двп, коробка для карандашей, кубик с разноцветными гранями, картинки с изображением 7 техник нетрадиционного рисования, атласные ленты 7 цветов, пластмассовые вилки, втулки, ватные палочки, губки, мятая бумага, жесткие кисти (3-4 штуки), ватман, гуашь, вода, салфетки. Ход игры: Мотивационный этап: создание игровой среды, которая поможет ребёнку стать более активным и иметь больше возможностей для проявления себя. В группу вносится яркий дидактический материал, большой лист белой бумаги. Воспитатель предлагает заинтересовавшимся детям поиграть в необычную игру «Необыкновенная картина» Рассматривают коробку, в которой лежат 7 разноцветных карандашей с веселыми личиками. Воспитатель обращает внимание на то, что у каждого карандаша есть картинка, на которой изображена техника рисования, напоминает детям, что можно рисовать не только карандашами и красками, но и другими разными способами и материалами. Вместе с детьми вспоминает, какими уже способами рисовали раньше. Также в коробке лежит кубик с разноцветными гранями, как и карандаши. Ориентировочный этап: Развитие тактильной системы (тактильные ощущения, тактильная активность). Воспитатель объясняет правила игры, сопровождая показом. Даёт возможность каждому ребенку попробовать взять кубик и бросить его. - Каким цветом выпадет кубик, тот и берется карандаш, картинка на карандаше подскажет, чем будем рисовать. Воспитатель предлагает пальчиковую игру: - попробуем развеселить наши пальчики? разработать пальчики, чтобы картина получилась. (Пальчиковая гимнастика «Скрути ленточку») Исполнительный этап: Моделирование игровых навыков, для закрепления полученных и формирование новых. Воспитатель предлагает каждому ребёнку вбросить кубик. Ребенок бросает кубик, если выпадает желтая грань кубика, ребенок берет желтый карандаш, и говорит, с помощью какой техники будут рисовать ( «Рисование ладошкой»). Затем все играющие подходят к ватману и начинают рисовать той техникой, которая выпала. После очередного вбрасывания кубика узнаём, чем будем рисовать. Рефлексивный этап: Рассматривание получившейся картины Вопросы педагога: каким способом вам больше всего понравилось рисовать? Какие цвета понравились? Что из нарисованного больше всего понравилось? Перспективный этап: Организация поддерживающей игровой среды Правила игры могут изменять в соответствии с освоением детьми новых техник. Возрастными особенностями (усложнения сюжета картины) Проявление инициативы ребёнка, принцип следования за ребёнком. Самостоятельная игра может основываться на сенсорных эталонах.
|