«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности» |
ИЗО детям | |||
Автор: Гостева Л.А. Малахова Т.Г. Хруслова В.М. | |||
14.08.2022 06:25 | |||
«Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности»
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» п. Чернянка Одной из задач образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. У дошкольников творчество находится в начальной стадии развития. Не случайно Е. А. Флерина назвала его «зернышком», а в зернышке заложено все, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. В связи с этим — задача педагогов найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения творческого потенциала дошкольника.
Для развития творческого потенциала в изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия: организация предметно-развивающей среды; создание ситуации успеха; сочетание индивидуальных и коллективных видов работы; выстраивание на занятии игрового сюжета; создание ситуации творческого поиска; стимулирование детского творчества занимательным содержанием; применение разнообразных художественных материалов и техник; наличие творческих заданий; интеграция различных видов искусства; предоставление ребенку возможности творить самостоятельно; доступность любого материала для изодеятельности; обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка. Работая над этой темой, мы стараемся искать и применять в работе новые эффективные технологии развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. Творческий потенциал может развивается только в творческой атмосфере, поэтому большое внимание уделяется развивающей среде группы. В группе создана зона детского творчества. В ней имеются разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д, различные дидактические игры, материал для знакомства с различными видами и жанрами живописи. Обеспечена доступность материала. В групповой комнате имеется мини – музей с игрушками и образцами народно- прикладного искусства. В приемной есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Занятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников. Форма занятий: фронтальные, подгрупповые, интегрированные, индивидуальные. В работе с детьми по ознакомлению с изобразительным искусством проводим беседы, занятия на основе метода интеграции; рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, слайдов; выставки в мини-галерее репродукций картин (Е. Чарушина, Васнецова). Изделия русского декоративно-прикладного искусства; выставки детских работ; просмотр презентаций ( «Творчество И. Шишкина»); экскурсии (Мини-музей «Народная игрушка»); дидактические игры ( «Цветовые фоны», «Народные промыслы», «Цветовые оттенки», «Составь рисунок» и др.); экспериментирование с различными художественными материалами. Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно-творческих способностей осуществляем через создание игровых ситуаций. На занятиях используем игровой метод, метод обследования, наглядности; словесный; практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно-прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения). Обязательно в конце каждой игровой ситуации проводим анализ детских работ, уделяем этому большое внимание. Достижения ребенка оцениваем с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируем оценку, которой придаем позитивный характер. Стимулируем и поддерживаем проявление самостоятельности и активности детей. На занятиях осуществляется межпредметная связь с художественно-речевым творчеством (художественное слово, разыгрывание диалогов, сценок из сказок) и музыкальной деятельностью (подбор музыки, характерной для художественного образа, фоновая музыка). Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Нашим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, ( «Осенние фантазии», «Любимая мамочка», и др.). Для активизации творческого воображения и мышления используем новые технологий, например даем детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Крюжа, Злюжа и Закарюжа», «Дорисуй картинку». Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками, это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками. Использовали нетрадиционные приемы рисования: «по сырому», «Набрызг», которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации. В аппликации использовали сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина, наклеивали разные материалы (нитки, ватные шарики), выполняли коллективную аппликацию «Букет для мам». Познакомились с детскими художниками — иллюстраторами (Г. Никольским, Ю. Васнецовым, с творчеством И. Шишкина.), с различными видами и жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж). Одно из важнейших условий развития детского творчества — взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью мы провели ряд консультаций для родителей: «Мы любим рисовать», «Как правильно готовить рабочее место к рисованию», «Развитие творческих способностей в семье», «Изобразительная деятельность в семейном воспитании», родительское собрание «Через красивое – к человеческому». Вовлекаем родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «От ракеты до кометы», «День Победы»», выставки поделок из бросового материала. Был проведен досуг «Нарисуй цветок». Совместная деятельность детей и родителей с использованием нетрадиционной техники рисования (пластилинография). Так же родители изготовили бумажные цветы для оформления группы. Однако, не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей. Причины (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому необходимо организовать изо уголок дома, пополнить его различными изобразительными и бросовым материалом. Вовлечь родителей в творческий процесс с детьми. Проводить совместные мероприятия. В результате проделанной работы дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличатся новизной и оригинальностью, появился интерес к творческому экспериментированию. Многие ребята самостоятельно выбирают изобразительные средства и материалы. Повысился уровень ручной умелости, координации движений. У детей мы стараемся формировать мотив — стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью. В дальнейшем будем продолжать развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода, т.е строить процесс развития изобразительной деятельности детей с учетом способностей каждого ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности, помня о том, что каждый ребенок уникален и неповторим.
|