Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании |
ИЗО детям | |||
Автор: Шепелева Ольга Владимировна | |||
16.07.2022 08:09 | |||
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Поэтому, как говорят многие исследователи, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью». Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и другие. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение такой совместной непосредственной деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Доступность применения нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников и уровнем овладения ими. Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, способов рисования, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными (в пер. с лат. traditio – привычный) в педагогической практике образовательных организаций. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, по мнению И.А. Лыковой, способствуют осмысленной, в конечном счёте, одухотворённой моторике. Одухотворённые орудийные действия ребёнка считаются основным механизмом поиска, воплощения и передачи смысла через образ, а значит – и способом построения и реализации замысла рисунка, а для того чтобы замысел осуществить, нужно многообразие техник, материалов. Использование нетрадиционных техник рисования также способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Детей учат работать не только красками, карандашами, но и свечой, подкрашенной мыльной пеной, демонстрируя, как применить для рисования клей и т.д. Дети учатся рисовать ладошкой, кулачком, пальцами, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). Во время НОД, где используются нетрадиционные техники рисования, дошкольникам предоставляется возможность провести эксперимент – смешивать краску с мыльной пеной, клеем; на изображение, созданное цветными мелками, наносить гуашь или акварель. А.В. Никитина считает, что при непосредственном контакте пальцев рук с красками дети узнают её свойства (густоту, твёрдость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают всевозможные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение Всё необычайное и новое привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У дошкольников развивается вкус к познанию, исследованию, эксперименту. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым обогащается и активизируется их словарный запас. Для нетрадиционного рисования в детском саду можно предложить всевозможные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. Ребенок должен иметь возможность выбора материала, что способствует развитию его творческих способностей. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии. Нетрадиционные техники рисования ориентированы на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, интереса, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость. На сегодняшний день существует множество техник нетрадиционного рисования, направленных на развитие творческих способностей. Давыдова Г.Н. предлагает использовать технику граттaж — способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения. Расчёсывание краски. Это приём рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам. Эту технику рисования используют при создании сюжетных рисунков с изображением подводного мира, пустыни, горного рельефа. С её помощью дети осваивают новый графический знак — волнистую линию, отрабатывают плавное, непрерывное движение руки. Рисование штрихом. Этот приём рисования называется «чиркать» — карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Штрих — это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить свое личное отношение к нему. Сnособ штриховки — кропотливый труд, требующий усилий, развивает мелкую моторику, усидчивость. Набрызги. Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду. Использовать эту технику можно при создании зимнего пейзажа, звёздного неба, а также для создания фона для дальнейших работ. Не менее интересная техника рисования, предложенная Казаковой Р.Г. — «знакомая форма-новый образ» для детей от пяти лет. Ре6енок обводит карандашом выбранный предмет. 3атем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. После дорисовывает сюжет по своему желанию, В своих работах Казакова Р.Г. описывает сразу несколько видов кляксографии. Эти техники направлены на развитие творческого воображения. Во всех случаях изображение получается из кляксы, но разными способами. Кляксография обычная. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. 3атем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам на одну половину капнуть гуашь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Подходит для создания сюжетов с изображением птиц, насекомых, животных. А вот кляксография с трубочкой подойдёт для изображения пейзажных сюжетов. Полученное пятно, в данном случае раздувается из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни 6умаги. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой позволяет создавать рисунки с фантазийными цветами. Изображение получается следующим способом: нитка опускается в краску, отжимается. 3атем на листе бумаги выкладывают из нитки изображение оставляя один ее конец свободным. |После этого сверху накладывают другой лист прижимают, придерживая рукой, и вытягивают нитку за кончик. Недостающие детали дорисовывают. Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, цвету, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Таким образом изображают пейзажи осеннего леса, парка. Нетрадиционные техники рисования свечой (фотокопия), восковыми мелками и акварелью включены в парциальные программы Лыковой И.А., Казаковой Р.Г., Давыдовой Г.Н. Восковые мелки + акварель. Ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Эту технику рисования используют для создания нужного общего фона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода и др. Фотокопия — рисование свечой. Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковой мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки. Пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На плитку наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Тычок жёсткой полусухой кистью. Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для придания необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы. Итак, овладев разными нетрадиционными способами рисования, дети могут проявить творческий подход в создании сюжетных рисунков. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми стимулируют желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с красками, сравнение цвета красок с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение, и мелкую моторику рук. Авторы: Шепелева О.В. Ашурбегова Д.Г.
|