«Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» |
ИЗО детям | |||
Автор: Мурыгина Зинаида Павловна | |||
31.12.2021 19:41 | |||
«Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования» Разработала воспитатель МБДОУ детский сад «Колокольчик» высшей квалификационной категории: Мурыгина З.П. «Расскажи мне — и я забуду, В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха. Давно известно, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Начав использование нетрадиционных техник рисования — я сделала вывод, что они позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, создают ситуацию успеха у воспитанников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, вызывают радостное настроение у детей, снимают страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Изобразительная деятельность превращается в увлекательную игру. В поисках новых подходов и обновления содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста мной была проанализирована научно-методическая литература, организована работа по обмену опытом в рамках деятельности профессионального сообщества педагогов дошкольных учреждений нашего района. Художественно-эстетическое развитие детей согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. С целью решения задач, поставленных общеобразовательной программой детского сада в разделе «Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» была активизирована работа по созданию условий для развития детей, позволяющих максимально реализовать возможности каждого ребенка, формирования инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Проблемой развития детского творчества занимались многие ученые: Л.С. Выготский, Б.М. Теплова, Л.А. Венгер, в работах которых раскрываются этапы развития творчества. Благодаря исследованиям Т.Г. Казаковой, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Г.Г. Григорьевой, были определены основные критерии развития творческого процесса. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что применение нетрадиционных способов рисования активизирует у детей познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу изображения, способствует эффективному развитию творчества. В связи с этим целью моей работы стало: Развитие художественно-творческих способностей детей, при использовании различных нетрадиционных техник рисования. Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в реализации системы занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в совместной с взрослым деятельности будет способствовать развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. На базе нашего детского сада в рамках муниципальной инновационной площадки уже третий год успешно функционирует Детско-Родительский клуб выходного дня. Работа клуба строится на основе разработки и реализации детско – взрослых образовательных проектов, среди которых ведущее место занимает проект «В мире волшебных красок» Работа по реализации проекта была условно разделена на 3 этапа: На информационно аналитическом этапе был проведен мониторинг развития творческих способностей детей по методике О.Л. Ивановой, результаты которого показали, что у детей недостаточно сформированы: творческая инициатива, оригинальность замысла и ценностное отношение к продуктам собственной творческой деятельности. В своей работе мы использовали разнообразные методы: словесные (стихи, беседы, рассказы.); наглядные (иллюстрации, презентации, видеофильмы); практические (упражнения, игры). Основные принципы нашей работы:
Непременным условием эффективности нашей работы было тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. Достаточно много внимания в ходе работы нами уделялось подбору разнообразных материалов. Вместе с детьми и родителями мы собирали природный и бросовый материал для использования его в рисовании, экспериментировали с новым материалом, делали маленькие открытия. При организации предметно — развивающей среды учитывали, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. В центре художественно – эстетического развития имеются много вещей и предметов, которые дают каждому ребенку простор для творчества и самовыражения. Он сам выбирает, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать. На практическом этапе осуществлялась работа по организации совместной творческой деятельности детей и взрослых. Особенное внимание уделялось не только индивидуальному, но и коллективному творчеству. Организация совместных занятий, творческих мастерских, тематических выставок, конкурсов, сюжетных занятий позволяло повышать авторитет родителей в глазах ребенка; сплотить детей и близких родственников на основе совместной деятельности. Также много внимания уделяли открытым просмотрам и мастер-классам, которые были организованы силами педагогов ДОУ, а также специалистами районной детской художественной школы Занятия по нетрадиционной технике изображения проводятся 1 раз в неделю, 4 занятий – в месяц. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Форма предоставления услуги – подгрупповая. Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная. Полученные впечатления, новые знания и навыки вдохновляли детей применять нетрадиционные способы изображения в практической деятельности. Дети продолжали совершенствовать освоенные ранее навыки и знакомились с новыми, более сложными. Мы использовали самые разнообразные техники рисования: Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, монотипия кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тычкование и др. В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами дети стали более самостоятельны в планировании последовательности своей работы и выборе техники воплощения своего замысла. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали до начала совместных занятий в клубе. Они охотно стали делиться своим опытом в творческой деятельности. На заключительном этапе были проведены педагогические наблюдения, диагностика, сделаны выводы, обобщения, определены перспективы. Проведенный мониторинг показал значительное улучшение показателей, у детей повысилась способность в процессе формирования замысла придумывать варианты сюжета будущего изображения. Оригинальность замысла стала проявляться в высказываниях по поводу предстоящей художественной деятельности. Дети стали создавать оригинальные рисунки, не повторяющиеся у других детей, использовать разные способы и технические приемы материалы и инструменты для создания выразительного образа. Выросли значения по показателю «Ценностное отношение к продуктам творческой деятельности дошкольника». Дети стали проявлять больший интерес к работам других детей, сравнивать их со своими, отмечать технические успехи и неудачи сверстников Благодаря систематической деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников; дети стали проявлять больше самостоятельности, инициативы, творчества; планировать последовательность своей работы и выбирать техники ее воплощения; могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа; дети с желанием участвуют в выставках и конкурсах. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками на занятиях, установилась атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к творчеству детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Новизной и отличительной особенностью данного опыта является то, что они имеют инновационный характер. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку, что позволяет более активно развивать творчество ребенка при активном участии членов его семьи. С целью трансляции практических достижений профессиональной деятельности наряду с участием в работе творческой группы детского сада и РМО, мы активно используем современные технологии сети Интернет, представляем материалы из опыта работы на конкурсах. Наша готовность к общению позволяет нам охотно делиться своими педагогическими находками и новыми идеями в тоже время совершенствовать свой профессиональный уровень. В конце хочется добавить слова А.П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития своих возможностей». В ходе работы по данному направлению нами была использована следующая литература и интернет-ресурсы:
|