Дополнительная общеобразовательная-общеразвивающая программа художественной направленности «Калейдоскоп» для детей 3 — 7 лет |
ИЗО детям | |||
Автор: Бабочкина Елена Владимировна | |||
14.12.2020 08:54 | |||
Дополнительная общеобразовательная-общеразвивающая программа художественной направленности «Калейдоскоп» для детей 3 — 7 лет срок реализации: 4 года Составитель: Бабочкина Елена Владимировна, воспитатель г. Инта 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Направленность программы – художественная. Нормативные основы. Содержание настоящей дополнительной общеобразовательной — общеразвивающей программы разработано с учетом следующих нормативных документов:
Актуальность программы. Дополнительное образование — один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении декоративного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Успешное развитие детского декоративно-прикладного творчества зависит от целого ряда условий. Главное из них — целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется воображение; обучение декоративно-прикладным умениям и навыкам. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – также одна из актуальных проблем на сегодняшний день, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Овладение различными навыками ручной работы с материалами и инструментами во время изготовления поделок в рамках кружковой деятельности, несомненно, будут способствовать развитию мелкой моторики. Дополнительная образовательная деятельность художественного направления по декоративно-прикладному творчеству является средством всестороннего воспитания детей. Она способствуют развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир и делают открытия опытным путем – в процессе реального экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Наиболее благоприятные возможности для подлинного экспериментирования представляет художественно-продуктивная деятельность. Отличительные особенности программы. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа кружка «Калейдоскоп» направлена на формирование и развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, раскрывает возможности отдельных направлений декоративно-прикладного творчества в художественно-эстетическом развитии дошкольников на основе интегративных видов деятельности и объединения всех областей развития ребенка. Дополнительная образовательная деятельность по аппликации (из ткани, бумаги, сыпучего материала и т.д.), конструированию, работе с природными и бросовыми материалами, тканью, пластилином являются частью многогранной работы детского сада, поэтому декоративно-прикладная деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы, в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Особое значение имеет взаимосвязь образовательной деятельности с игрой. Это взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая существует между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой декоративно-прикладной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения (часто, изготовив игрушку или вылепив предмет; дети начинают играть с ним). В настоящее время существует большое количество разнообразных материалов, представляющих огромный простор для детского творчества, но особый интерес у детей будет вызывать создание чего-нибудь необычного из вполне простых материалов. Занятия по созданию поделок из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Совместное творчество ребенка и взрослого – одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в детском саду и семье. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребенка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать работу, как в сфере умений, так и в поиске творческих находок. Актуальность данной программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного творчества, как целостного культурно-эстетического и социально-педагогического процесса. Адресат программы: дошкольники младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста. Объем программы: В год проводится 34 — 35 занятий (с сентября по май). Количество детей в группе для освоения программы — до 15 человек. Формы организации образовательного процесса: основной формой работы являются групповые занятия. Кроме того, используются следующие формы: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная, выставка. Основной вид занятий – практический. Используются следующие методы обучения:
Программа предлагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Срок освоения программы: Программа работы творческого кружка рассчитана на 4 года обучения. Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность одного занятия в младшей группе – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей группе — 20-25 минут, в подготовительной группе — 25-30 минут. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: развитие личности ребенка через обучение основам декоративно-прикладного творчества. Задачи программы: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|