«Развитие творчества дошкольников нетрадиционными техниками» |
ИЗО детям | |||
Автор: Трефилова Дарья Васильевна | |||
19.11.2020 07:10 | |||
«Развитие творчества дошкольников нетрадиционными техниками» Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области Управление образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43» Выполнила: Трефилова Д.В. г. Солнечногорск Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. «Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир».
Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром — миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту. Красота — это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача — опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро. Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребёнку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг ребёнка формируется эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство формирования нравственно-духовных ценностей личности ребёнка. Именно эстетическая среда способна развить в ребёнке эстетические чувства и научить эмоционально, откликаться на искусство, как явления вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать. Для ребёнка эстетическая среда — это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально — художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности. Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого, к сложному. Рисование — важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Актуальность и новизна. Нетрадиционные техники рисования — важней шее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться. Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития. Дошкольное воспитание 20 века, по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребёнка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребёнка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности. Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования. Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы определило цель: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности - дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой — богатой или бедной — будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям? В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой — этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. А вот техника «Выдувание» — развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение. Техника «Прижми и отпечатай» — привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.) Техника «Рисование мозаичными мазками» — пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа. Интересная техника «Рисование но сырому листу» — происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков. Можно использовать технику «Рисование углём» — уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии. Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» — позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость. Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения. Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение. Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, включая все виды классического и народного; окружающий мир, особенно природа; художественная деятельность (разные виды). Все названные средства следует использовать в работе с детьми во взаимосвязи. Это способствует более глубокому познанию и осмыслению явлений, событий; пониманию их образного воплощения в рисунках. Взаимосвязь познания искусства, окружающей жизни и разнообразных видов художественной деятельности способствует установлению ассоциативных связей, появлению ярких эмоциональных переживаний. По отношению к этим средствам Комарова Т.С. выделяет общие группы психических процессов, составляющих основу способностей к различным видам эстетической деятельности: восприятие, представления и образное мышление, воображение, овладение способами художественной деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и к художественной деятельности, а также внимание, память, волю. Все эти психические процессы являются основой для любой художественной деятельности. Их развитие в одной области деятельности будет положительно сказываться и на развитии в других областях. Возможно, этим объясняется то, что художественно-творческие способности зачастую проявляются в комплексе: человек, пишущий стихи, рисует, музицирует и т.д. Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития. Наблюдения и исследования других авторов (Э. Г. Пилюгиной, О.Г. Тихновой) убедительно доказывают: если не спешить с показом ребенку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (т. е. до 3, а то и до 4 лет), но заботиться при этом, чтобы накапливались у него сенсорный опыт, культура, развивалась восприятие, тогда малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображение довольно сложных предметов. Однако ребенок не рождается фантазером. Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображении, т.е. «создании новых образов на материале прошлых восприятий» (Б. М. Теплов). Воображение необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого — экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Ни в какой другой области воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением (оба эти процесса основываются на образном эстетическом восприятии), невозможна не одна художественно-творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей во-первых, эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетания цветов и оттенков. Тогда накапливаемые образы создадут тот сенсорный опыт, который, развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. Этому должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа. Ведь, как писал JI. C. Выготский, «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразие прежнего опыта человека потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Во-вторых, образное мышление. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют стадии: наглядно-действенное, наглядно — образное, логическое. Известно, наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средство решения мыслительной задачи. переход на новую стадию развития отнюдь не означает, что мышление полностью трансформируется. Сохраняясь и развиваясь, оно составляет основу формирования разнообразной деятельности. Более того, как считают специалисты, с помощью образного мышления успешно осваиваются уже в зрелом возрасте такие творческие профессии, как конструктор, дизайнер, художник, писатель. Так, английский писатель Р.Стивенсон, испытывая потребность зримо представить своих героев, сначала запечатлел образ в рисунке и только затем описал его. В-третьих, воображение. Без которого невозможно не одна художественно — творческая деятельность и которое, как мы сказали выше, развивается на основе комбинирования воспринимаемых образов. Воображение детей педагог развивает и средствами самой деятельности, соответственно придумывая темы рисунков и в процессе разнообразных игр- упражнений, непосредственно связанных с деятельностью. В-четвертых, владение способами деятельности (овладение ими и их применение). Исследования коллег (Н. Я. Михайленко и ее учеников), что только овладев способами деятельности, ребенок чувствует себя свободным и независимым в творческих проявлениях. Это положение подтверждают психологи и педагоги на основе их работ можно говорить, что ребенок развивается путем присвоения общественно-исторического опыта человечества, овеществленного в орудиях и способах деятельности. И усвоить этот опыт он может, как правило, только через взрослого — родителя, педагога, последовательно и систематически передающего приемы той или иной (в данном случае изобразительной деятельности). Разумеется, способы деятельности специфичны для каждого вида художественной деятельности, и овладении ими в одном виде деятельности не переносится на другие. В-пятых, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусства, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности — это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение — основа любой деятельности, обеспечивается удовлетворением деятельности тех или иных потребностей ребенка. Одна из наиболее актуальных — интеллектуальная (стремление научится самому что-то создавать, исполнять, делать). Другая — коммуникативная: потребность содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Все выделенные психические процессы — восприятия, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности — составляет базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной какой-либо творческой деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт вызывает более глубокие чувства и эмоции. Видимо, этим объясняется феномен неоднократно подтвержденный жизнью: художественно-творческие способности проявляются в комплексе. Развитие художественного творчества. В рисунке дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свое отношение к нему. Задача педагога — научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копированию их. «В лесу родилась елочка» рисование методом тычка и апликация Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. «Зимние узоры» рисование свечей и акварелью Эстетическое восприятие содействует развитию соответствующих представлений, в которых отражаются эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок ребенок не просто переносит, то что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражает с помощью изобразительных средств. Воспитатель предлагает детям такую тему для рисунка, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребенка, взволновала его, чтобы ему захотелось выразить ее как можно лучше. «Золотая осень» рисование методом тычка Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбирает педагог для изображения это не только хорошо знакомые предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и предметы красивые, вызывающие положительные эмоции, радость, удивление, восхищение). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно прежде всего обратить внимание на красоту предмета или явления, найти образные, выразительные слова. И если цитируется стихотворный или песенный текст, то от этого эстетическое впечатление только усиливается. Характерная черта изобразительного художественного творчества — создание выразительных изображений. Однако дети не могут создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке присущие предметам свойства: форму, строение и цвет. Красота и выразительность изображения зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке форму предмета. Отчетливо изображенная форма делает образ узнаваемым и вызывает у самого исполнителя удовольствие, положительные эмоции. «Чудо-чудное» ниткография Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция. Если рисунок продуманно расположены на бумаге с учетом формы и пропорций предмета: не слишком крупно (чтобы мелкие части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), — это также радует ребенка. Изображение детьми предметов и явлений действительности — это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Иными словами, дети отмечают, чем красив предмет, что в нем интересного, чем хорош, полезен, чем вызывает к себе симпатию, радует или огорчает и т.д. Все эти стороны порой тесно переплетены между собой, но может выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная. «Улитка» рисование восковыми мелками и акварелью Исследовательский и эвристический методы. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т.е. на развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Так, например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который они будут затем изображать, воспитатель предлагает подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво. Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного произведения, реализовать собственный замысел. Воспитатель прежде всего руководит формированием замысла для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи. Например, старшим детям, которые знают много сказок, рассматривали различные иллюстрации в книгах, знакомы с произведениями декоративно-прикладного искусства, рисовали различные здания, предлагают создать сказочный дворец. Воспитатель спрашивает, что дети хотят нарисовать, затем уточняет с ними, где и как они рисуют задуманное. При этом внимание ребят сосредотачивает на главном и доступном для выполнения. Чем удачнее будет сформирован замысел, тем увереннее и самостоятельнее воспитанники реализуют его. Отбирая содержание и уточняя, что, как и где нарисовать, воспитатель вместе с тем предоставляет возможность выразить это содержание каждому по-своему. Возрастные особенности детей 3-7 лет и специфика изобразительности требуют выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех группах. Игровые приемы на занятиях повышают интерес детей к изобразительной деятельности, создают положительный настрой и вызывают желание рисовать, повышают эффективность процесса обучения. «Ветка клена» печатанье листьями Игровые приемы обучения применяемы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно — рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с которым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать её портрет), так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучит. Игровые приемы могут быть различного характера, и применяют их для разных целей. Старшим детям можно предложить игровую роль: художник на фабрике, который выдумывает рисунки для тканей. «Первый снег» Игровые приемы в обучении рисованию — это логическая взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Для успешного применения игровых приемов воспитателю важно знать некоторые линии этой связи. У старших дошкольников игровая ситуация возникает в сюжетных работах как развитие действия, события. Постановка темы должна стимулировать именно выражение события, происшествия, а не только изображение ряда предметов. Игра в сюжетном рисовании развивает воображение, активизирует поиск выразительных средств. Все рассмотренные методы и приемы обучения изобразительной деятельности в реальном процессе обучения сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. «Космос» метод набрызга В одном занятии можно применять самые разнообразные методы и приемы. Выбор зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их возрастных и индивидуальных особенностей. Итак, воспитателю приходится руководить различными видами деятельности детей: освоением технических навыков и умений, овладением способами изображения предметов, развитием умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создавать выразительные образы. При решении темы у детей могут возникнуть затруднения. Если ребята уже освоили способ построения изображений, последовательность их создания, то достаточно предоставить им наглядный материал для уточнения представлений о внешнем виде предмета (показать иллюстрацию, игрушку; иногда просто предложить посмотреть в окно, если рисуется, например, участок детского сада или строительство нового дома), и они самостоятельно изобразят его. Здесь речь уже идет об информационно- рецептивном методе. «Старый дуб» выдувание из кати краски трубочкой Может быть, в отдельных случаях понадобится показ способа рисования или другой части предмета или их расположения. В этих случаях педагог также прибегает к информационно- рецептивному методу. Но спешить с показом способа изображения не следует — надо выяснить сначала, что затрудняет детей, чтобы помощь не лишала их самостоятельности. Предложить самим подумать, вспомнить, мысленно сопоставить данный предмет с тем, что изображалось раньше, выделить сходства и различия на основе этого определить способ изображения. В реальном педагогическом процессе воспитатель применяет разнообразные методы и приемы обучения в диалектическом единстве. Продумывая методику поведения занятия, педагог учитывает индивидуальные особенности воспитанников, чтобы обеспечивать индивидуальный подход в процессе обучения. Только такой подход сделает обучение эффективным, позволит развить творческие способности каждого ребенка. «Полет на марс» рисование по мокрой бумаге Рисование детей 5 лет приобретает все более сознанный и преднамеренный характер. Педагог способствует формированию замысла у детей, учит их заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное находить выразительные средства для его воплощения. Он учит детей давать правильную оценку как своим рисункам, так и работам сверстников, подводит к развернутому анализу, сравнению разных работ с обоснованием характерных особенностей каждого рисунка, выделением выразительных сторон: своеобразие композиции, формы, колорита. Повышая у детей уровень оценки, педагог тем самым вызывает интерес к достижению более высокого качества рисунков, потребность в освоении умений. Дети приобретают способность преодолевать трудности, замечать и исправлять допущенные ошибки. Повышается самоконтроль в процессе рисования. «Снеговик» рисование простым карандашем и ластиком Самостоятельность все больше приобретает характер проявления своего личного опыта, своих представлений, воображения, более активных поисков способов действия, отличных от тех, которые были показаны ранее. Все отчетливее проявляются элементы творчества. Эстетическое развитие у пятилетних детей приобретает новые черты. Поэтому воспитатель развивает у них восприятие и сознательную оценку произведений изобразительного искусства, в частности декоративного. Он обращает внимание детей на выразительность образа, красоту цветосочетаний и гармоничность форм, ритмичность расположения деталей в узоре. «На лугу» рисование карандашами Связанное содержание, сюжет в рисунках пятилетних детей получают полное и ясное выражение. Дети изображают более сложные по форме предметы, переходят от обобщенного выражения форм к изображению характерной формы с ее особенностями. Педагог развивает у детей понимание: качество изображения зависит от знания предмета; учит самостоятельно рассматривать предмет, который надо нарисовать, использовать правила последовательности выполнения. Такая методика дает возможность детям самостоятельно создавать изображения, отражая в них личное восприятие окружающего мира. Способности к художественному выражению: эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это- качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа. Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности — наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта. Система работ по развитию творческих способностей у детей в рисовании, начинается прежде всего с создания условий, необходимых для занятий изодеятельностью. В нашем детском саду оборудовано помещение для работы кружка по изодеятельности «Радость», отвечающее современным требованиям: нейтральный цвет стен, изобилие цвета, разноцветная гамма окраски штор создает простор для детской фантазии и творчества. Здесь собраны образцы декоративно-прикладного и народного искусства, предметы, картины, рассматриваемые в ходе занятий. В каждой группе есть уголки для изодеятельности с инструментами и материалами, там лежат карандаши, фломастеры и краски. У каждого ребенка индивидуальный пенал и папка для работ, которые он выполняет в свободной самостоятельной деятельности. Все воспитатели следят за зоной продуктивного творчества, затем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии. В группах продуманы и место для полочки красоты, и зоны отдыха, где проводится работа по эстетическому развитию детей и расширению представлений о многообразии окружающего мира. Хочется отметить вклад воспитателей в работу по развитию творческих способностей детей, по расширению представлений об изображаемом объекте через восприятие природы, сравнительный анализ произведений книжной графики на одну и ту же тему и т.д. Именно воспитатели помогают детям усваивать показанное на занятии новые приемы и способы рисования, повторяя их в свободной самостоятельной деятельности, закрепляют знания о произведениях народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, поддерживают контакты с родителями. Моя работа начинается с подготовки занятия, отбора материала по предлагаемой авторами программы теме. Начиная занятие, стараюсь прежде всего создать у детей хорошее настроение, вызвать доброжелательное отношение и интерес к занятию. Предлагаю свободный выбор изобразительных материалов, и сразу становится видно, кто чему отдает предпочтение, в какой технике ребенок чувствует себя увереннее, в чем ему надо помочь. Заинтересовав детей предложенной темой, выслушав их мнения и получив согласие работать, предоставляю им возможность самостоятельно рисовать. Выясняя детский замысел, стремясь понять, в чем надо помочь, использую прием индивидуальной беседы. Универсальные творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
Список литературы:
|