Методические рекомендации «Обучение детей раннего возраста пальчиковому рисованию и рисованию тычком» |
ИЗО детям | |||
Автор: Тур Диана Вячеславовна | |||
20.01.2020 08:00 | |||
Методические рекомендации «Обучение детей раннего возраста пальчиковому рисованию и рисованию тычком» Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций Петрозаводск 2019 ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж» Тур Д.В. Целью методических рекомендаций является оказание помощи воспитателям дошкольных образовательных организаций при обучении рисованию детей раннего возраста. Данное пособие может быть использовано педагогами, другими специалистами ДОО, а также родителями детей данной возрастной категории. Предисловие Уважаемые коллеги! Рисование — это вид продуктивной деятельности, который позволяет отображать впечатления, представления о природе, социуме, искусстве и о себе с помощью красящих средств на любой плоскости. Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребёнка.
Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребёнка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью. Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобьɪ развить у каждого восɪɪитанника творческие сɪɪособности, заложенньɪе ɪɪриродой, ɪɪедагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, знать особенности методики исɪɪользования изобразительньɪх техник на занятия ɪɪо рисованиɪо, владеть изобразительньɪми навьɪками и умениями. Данные рекомендации разработаны для воспитателей дошкольных образовательных организаций, занимающихся с детьми раннего возраста. В пособии представлены варианты конспектов по рисованию пальчиками и рисованию тычком. Предложенные конспекты не имеют последовательного усложнения в задачах, а могут использоваться воспитателем по выбору в зависимости от тематического планирования. 1. Обучение рисованию в раннем возрасте 1. 1. Значение обучения рисованию в раннем возраста Почему все дети любят рисовать? Как правило, рисовать они начинают даже раньше, чем говорить. Причем для них важен сам процесс: рука движется, оставляет след, остановилась, ничего не происходит. Наши дети-исследователи, мыслители и открыватели. Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка, которое воспитывает в нем много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, способность мыслить. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Особенно важна связь рисования с мышлением, так как в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязательные анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, воображать. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их (цвет, форма, движение), у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, дает свободу для самовыражения. 1. 2. Характеристика техник рисования в раннем возрасте Учитывая возрастные особенности детей 2-3 лет, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать следующие техники и приемы: рисование пальчиками, рисование с использованием поролона, рисование ватными палочками, рисование полусухой жесткой кистью. Рисование пальчиками Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Рисование с использованием тычка из поролона Использование при рисовании поролона позволяет передать шероховатость изображаемого, пушистость, объёмность. Очень хорошо рисовать таким способом пушистых зверей, снег, облако, а можно очень легко закрасить фон. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Можно вырезать из поролона штампы разной формы (круг, квадрат, треугольник). Ими легко нарисовать елочку, снеговика, домик и др. Рисование ватными палочками Для этого метода достаточно взять ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Этим методом можно нарисовать листья на деревьях, падающий снег или дождь, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое. Способ получения изображения: окунуть палочку в густую краску, дальше принцип нанесения точек. Можно палочкой обводить по контуру используя ее вместо кисти. Рисование полусухой жесткой кистью Этим способом можно изобразить «пушистость» изображения, например шерсть зверей или хвою елки или сосны. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисточку и держа её вертикально делает тычки по линии контура, не оставляя промежутков между тычками. Затем произвольными тычками закрашивает внутри контура. 1. 3. Особенности обучения рисованию детей раннего возраста Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная его подготовка, которая складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя, подготовленности самого воспитателя. Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. В ситуации индивидуального занятия педагог не предлагает ребёнку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы у него на глазах. В начале длительность занятий составляет 10мин, постепенно её можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз. Можно давать задание на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями. В соответствии с особенностями детей раннего возраста, активно используются различные приемы приемы. Обыгрывание сюжета будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождение рисования эмоциональным комментарием, обыгрывание готовых рисунков. Используются также стихи, загадки, потешки и т.д. Такие приемы обучения помогают заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создают необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. 2. Конспекты образовательной деятельности 2. 1. Конспекты ОД по пальчиковому рисованию в группах раннего возраста 2. 1.1. ОСЕНЬ Конспект ОД по рисованию пальчиками в группе раннего возраста. «Рисуем осень пальчиками» Цель: ознакомление детей с временем года «Осень», развитие эмоционального отклика на изменение в природе. Образовательные задачи – активизировать и расширить словарь новыми словами: осень, листок, дерево. Закрепить знание цветов: красный, желтый Технические задачи – познакомить с методом рисования – пальчиками. Учить окунать пальчик в краску и равномерно наносить отпечатки на поверхность листа. Воспитательные задачи — воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. Материалы: альбом с осенними иллюстрациями. Дидактические картинки на тему «Осень». Листы с нарисованным деревом, гуашь красного и желтого цвета. Предварительная работа: рассматриваем альбом. На прогулке обращаем внимание детей на изменения в природе. Читаем стихотворения про «Осень». Ход занятия: Воспитатель показывает детям иллюстрацию «Осенний парк» и обращая их внимание на разнообразие красок, поясняет, что здесь изображён осенний парк и Художница – Осень разукрасила листья деревьев в разные цвета – жёлтый, красный, оранжевый, бордовый. - Мы с вами на прогулке видели очень красивое дерево с жёлтыми и красными листочками. (Воспитатель окунает кончики пальцев поочерёдно в жёлтую и красную краски и ставит отпечатки на листе бумаги). Это дерево – клён. А это — листочки на дереве. Давайте с вами нарисуем это красивое дерево. Ствол у вас уже мной нарисован, а вот листочки вы будете рисовать! - Найдите краску жёлтого цвета и окуните в её лишь кончик пальца. (Дети выполняют задание и ставят множественные отпечатки на листе бумаги). - Предлагаю взять краску красного цвета и проделать те же действия с красной краской. При этом напоминаю о том, что работать с красками нужно аккуратно, тогда картина получится очень красивой. Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью выполнения задания. - Очень красивые деревья у вас получились, такие же красивые как то, что мы видели. Вот ствол, вот ветки, а это листья. Показать детям, что листья с дерева падают на землю, под дерево. Дети рисуют листья около ствола дерева. По ходу занятия следить за осанкой детей во время выполнения задания. Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо (дети машут руками на себя) Закачалось деревцо (дети качают вытянутыми вверх руками) Ветер тише, тише, тише, (дети, приседая постепенно опуская руки) Деревцо все выше, выше, выше (дети встают и тянутся руками вверх) А после работы с красками нужно помыть руки. Конспект ОД по рисованию пальчиками в группе раннего возраста «Разноцветные листочки» Цель: знакомство детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками. Образовательные задачи – познакомить с признаками осени: опадает листва, становится холодно. Активизировать словарь: осень, листья, дерево. Технические задачи – развивать умение равномерно наносить отпечатки на поверхность листа. Воспитательные задачи — воспитывать интерес к рисованию. Материалы: нарисованное на большом листе бумаги дерево с ветками, краски жёлтого, красного, зелёного цвета, влажные салфетки для рук фартучки для детей, аудиозапись с песенкой «Листики кленовые, листики дубовые». Предварительная работа: собрать различные листики: кленовые, берёзовые, дубовые, выучить движения под песенку «листики кленовые, листики дубовые». Ход занятия: Воспитатель: Приглашаю детей собрать, заранее собранные и разложенные на коврике листья и предлагаю послушать стихотворение: Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать. Листья берёзы, листья рябины, Листья тополя, листья осины, Листики дуба, мы соберём, Маме осенний букет отнесём. Какие красивые листочки мы сейчас собрали! Воспитатель: А какие цветом листочки? (помогаю детям, затрудняющимся с ответом) Правильно: Красные, жёлтые и зелёные! Что мы собирали? Для кого? Дети: для мамы! Воспитатель: теперь хотите нарисовать листочки? Дети: Да! Воспитатель: Рисовать мы будем не красками и не кисточками, а своими пальчиками. - «Вот у нас здесь разные краски: эта – зелёная, эта красная, а эта краска жёлтая. Ими можно рисовать. А здесь я нарисовала дерево (показываю детям, но на нём нет листочков). Давайте вместе нарисуем разными красками листочки. Вот так» (Показываю, как нужно обмакивать пальчик в краску и делать отпечаток на веточках дерева, помогаю выбрать нужную краску и сделать отпечаток.) - Я окунула свой пальчик в зелёную краску, и у меня получился зелёный листочек. Кто ещё хочет нарисовать зелёный (жёлтый, красный) листочек? Дети рисуют, воспитатель помогает по ходу выполнения задания, закрепляя технику нетрадиционного рисования, в процессе занятия, повторяя названия цвета каждой краски. Воспитатель: Ребята, что рисовали мы сегодня? Какого цвета у тебя Саша (Маша, Сёма…листочек? Если ребёнок затрудняется ответить, предлагаю помочь ему). Воспитатель: Вот какое нарядное дерево у нас получилось! А сейчас мы пойдём с вами на прогулку и насобираем ещё много – много листочков!
|