Конспект открытого занятия по рисованию «Страна березового ситца» |
ИЗО детям | |||
Автор: Подунова Ирина Ивановна | |||
19.05.2019 07:05 | |||
Конспект открытого занятия по рисованию «Страна березового ситца» Составила воспитатель: Подунова И.И. Цель: Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родной стране через изобразительное искусство, поэзию, музыку. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Программные задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Материал для занятия:
Организационный момент: Дети стоят в центре круга. Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам на занятие пришло очень много гостей. Давайте подарим им солнечное весеннее приветствие «здравствуйте» (дети громко говорят-здравствуйте) Воспитатель: Ребята, к нам пришло в детский сад письмо. Хотите узнать, кто нам написал письмо? (читаю письмо) «Здравствуйте ребята! В нашей Академии художеств скоро пройдёт выставка рисунков. Приглашаем вас принять участие в нашей выставке. С уважением художник Кисточкин» Воспитатель: — Ребята вы хотите, принять участие в выставке? Дети- Да Воспитатель: А что мы сегодня будим рисовать, вы должны отгадать загадку. Послушайте. Загадка Русская красавица Стоит на поляне, В зеленой кофточке, Белом сарафане. Дети отгадывают- береза Воспитатель: — Как называют березу в загадке? - Что у березы названо зеленой кофточкой? - Что белым сарафаном? Воспитатель: Что мы можем нарисовать в соответствии с темой? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно ребята, березовую рощу. - Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Берёза — щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит. Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Она участвовала в церковных праздниках. -Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Хотя это хрупкое внешне дерево растёт и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берёз бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты. Стихотворение: ребенок Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую. Люблю берёзку русскую. Воспитатель: Как описывает поэт березку? (ответы детей) Воспитатель: Береза участвовала не только в праздниках. С ней крестьяне- земледельцы связывали немало примет. Дети рассказывают приметы и пословицы. Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о березе? Дети: Береза-символ России. У березы стройный белый ствол. У березы тонкие, гибкие ветки. В жару под березой прохладно, а зимой она согревает. Береза может лечить людей. Береза дает березовый сок. О березе пишут стихи, песни, картины. В народе березу называют «берегиня» Воспитатель: А сейчас, ребята, я вас приглашаю посмотреть на картины. Дети подходят к выставке. Воспитатель: — Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах. Ребята, давайте посмотрим, как они изображают березу. Перед вами репродукция Игоря Грабаря «Березовая роща» Как-то раз художник Игорь Грабарь приехал на дачу, чтобы написать зимний пейзаж. Он не первый день ходил и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись очень рано, он выглянул в окно и ахнул. Что за сказочная, необыкновенная картина открылась перед ним. Ему хотелось петь и танцевать от радости. Но он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима ходила вокруг него и тихонько напевала. Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину. Ребенок-ахает Воспитатель: Я услышала, как вы тоже ахнули в восторге. А почему? Дети: рассказывают свои впечатления. Воспитатель: Да, какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении. Да, мы как будто оказались в волшебном сказочном лесу. Обратите внимание на гамму цветов. - А вот еще одна репродукция И. Э Грабаря «Березовая роща» какое время года? Ответы детей- зима Воспитатель: А на этой картине, художник нарисовал березы так, как будто слились с небом. А вы знаете почему? Сейчас я вам раскрою один секрет. Как –то раз Грабарь наклонился к земле и неожиданно поднял голову вверх, он увидел необычную красоту берез. Он сделал углубление в земле и решил написать картину глядя на берез снизу вверх. Воспитатель: Ребята, а здесь какое время года изображено? Дети: Зима. Воспитатель: Давайте мы почувствуем морозный запах, который передается их этой картины. (вдыхаем глубоко) (дети вдыхают) Воспитатель: Послушайте стихотворение Брюсова Серебро, огни и блестки Целый мир из серебра В жемчугах горят березки Еще грустные вчера Воплощение мечтаний Жизни с грезою игра Это мир очарований Это мир из серебра. Воспитатель: Обратили внимание на то, как стихотворение Брюсова сливается с этой картиной. Ребята, чем схожи эти две картины? Дети: зимний пейзаж. Воспитатель: А чем отличаются? Дети: Березы на одной картине ближе, а на другой дальше. Воспитатель: А вот еще одна репродукция Арчи Куинджи «Березовая роща». Посмотрите, как ослепительна эта картина от белых стволов берез. Воспитатель: Ребята, глядя на эту картину, чтобы вам хотелось делать. Дети: петь, играть, спрятаться в чаще рощи и т.д. Воспитатель: А вы хотели бы оживить картину? Дети: Да Воспитатель: Ребята, давайте встанем на зеленый лужок, как березки. Физминутка Руки дружно все подняли- Это березки в лесу. Локти согнули, кистями встряхнули- Ветер сбивает росу Плавно руками помашем- Птицы к березкам летят. Как они сядут покажем. Крылья сложили назад. Ветер березки качает Вправо-влево наклоняет. Раз-наклон, два-наклон, Заиграл с листвою он. Воспитатель: Береза выделяется и своей белизной, и полосками на коре. Сегодня мы нарисуем с вами березовую рощу. Проходите, мои юные художники в нашу мастерскую. (дети садятся на свои места) Воспитатель: Не только художники, поэты, но и композиторы в творчестве проникнуты с любовью к своей родине. И сегодня русская музыка поможет нам нарисовать «Страну березового ситца», замечательного композитора Георгия Свиридова. Практическая часть: Сначала, давайте нарисуем произвольные вертикальные линии восковой свечой снизу вверх до конца- это стволы. Пусть это будут разные деревья. Далее голубой краской проводим линию горизонта. Начинаем закрашивать фон неба до линии горизонта (вертикально), а после линии коричневой- фон земли (вертикально). Мягкой кистью берем черную краску и подкрашиваем стволы берез и ветки. Чуть-чуть ждем, чтобы подсохла. Берем жесткую кисть и тычком рисуем листья на ветках зеленой краской.. Работа готова. Дети рисуют и звучит музыка Г Свиридова «Пастераль» (в процессе рисования побуждаю детей к использованию разных красок для рисования фона.) Анализ: Дети выставляют свои работы. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у нас получилась выставка. А что вы можете рассказать про свои рисунки? (Дети рассказывают.) Воспитатель: — У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой. Я желаю, чтобы красоту родного края научились видеть не только глазами, но и сердцем. А вы ничего не слышите, а я слышу русскую народную песню «Во поле береза стояла». Так и хочется под нее поводить хоровод. Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла» и дети водят под музыку хоровод. Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы! Справились с заданием и для вас береза приготовила сюрприз.
|