Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник |
ИЗО детям | |||
Автор: Курашова Анастасия Константиновна | |||
24.12.2018 01:40 | |||
Формирование выразительности изображения в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник Курашова Анастасия Константиновна, воспитатель МОУ «Тавровская СОШ Белгородского района Белгородской области» Проблемы формирования выразительности изображения в художественном творчестве у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования обусловлены следующими обстоятельствами:
Однако, надо отметить, что до недавнего времени обучение детей рисованию являлось только как «усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений» [2, с. 37]. Надо иметь ввиду, к сожалению, что многообразие нетрадиционных техник рисования, до сегодняшнего времени не изучалось на предмет их применения в дошкольном рисовании в виде вспомогательных средств повышения эффективности сформированности выразительности образов.
Формулировка и решение обозначенной проблемы, на наш взгляд, требует ее обоснования в нескольких векторах:
Надо отметить, что анализ процесса рисования доказывает, что для воссоздания желаемого образа в изображениях желательно еще и умение выразить свой замысел в уникальной форме. Исходя из этого, Т.С. Комарова указывает на один из возможных путей увеличения эффективности при развитии выразительности художественных образов в детских изображениях. Она отмечает, что «нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни» [2, с. 8]. Делая в своих исследованиях упор на формирование моторных действий, необходимых для изодеятельности, Т.С. Комарова, в то же время, обращает внимание на тот факт, что надо «включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств» [2, c. 10]. Эту же позицию поддерживают и исследования Т.А. Цквитария, результаты чего показали, что «применение всевозможных художественных материалов приводит к активизации их творческих способностей» [4, с. 25]. На наш взгляд, стоит концентрировать внимание на том, что в процессе формирования выразительности художественного образа в детской изодеятельности посредством нетрадиционных техник будет эффективнее теоретически обосновать важность использования нетрадиционных техник рисования. Необходимо разработать прикладные методики ознакомления дошкольников с различными нетрадиционными техниками рисования, так как отмечалось выше, недостаточно внимания уделялось методам и приемам нетрадиционного рисования. Кроме того, надо учитывать и возрастные особенности дошкольников (физиологическое и психологическое развитие согласного каждому возрастному периоду). Использование нетрадиционной техники рисования проявляется в рисунках старших дошкольников как форма выражения желаемого образа, то есть образа, в котором проступают эмоциональные чувства, художественные знания и умения детей. Овладение нетрадиционной техникой рисования будет способствовать повышению эффективности в формировании выразительности художественных образов в изображениях старших дошкольников. Также это благотворно скажется на поддержании эмоционально-положительного отношения детей к изодеятельности и способствовать реализации потребностей дошкольников в индивидуальном художественном выражении. Подбор и последовательность внедрения нетрадиционных техник рисования в деятельность дошкольного учреждения базируется на факте, что овладение каждым способом и методом нетрадиционного рисования считается пропедевтическим этапом в освоении более усложненных художественно-эстетических. В ходе освоения старшими дошкольниками нетрадиционных техник рисования реализуются следующие условия:
Нетрадиционные техники рисования выступают как эффективное средство освоения старшими дошкольниками выразительно-художественных средств воссоздания художественно-выразительного образа, а также композиционных закономерностей и цветовой гаммы, помогут повысить уровни выразительности художественных образов в детском рисовании. Список литературы:
|