Формирование творческого мышления и воображения детей, как средство развития инициативы и самостоятельности |
ИЗО детям | |||
Автор: Сухачева Наталья Владимировна | |||
20.04.2016 00:35 | |||
Формирование творческого мышления и воображения детей, как средство развития инициативы и самостоятельности Подготовил: воспитатель МБДОУ «ДС № 48 «Золотая рыбка» Н.В. Сухачева В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Ставя своей задачей научить детей оригинально, непривычно, нестандартно мыслить, мной ведётся работа по теме: «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности» Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован "Центр творчества", который создан по принципу доступности и мобильности, где собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, манка, песок, трубочки для раздувания, цветная бумага, тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов. У нас в группе в центре изодеятельности есть большое количество трафаретов, которыми дети любят пользоваться. Однажды я обвела по трафарету разных рыб и предложила детям «дорисовать картинку», т.е. создать сюжет. На следующий день мы стали рассматривать свои «шедевры», что же получилось? В результате ребята сами вышли на рассказ, по содержанию своего рисунка. Практически каждому хотелось рассказать о своих персонажах, о том, что с ними произошло. Нам оставалось только поддерживать и развивать интерес. Этот вид деятельности, мне кажется, очень интересным, ведь благодаря приёму «дорисуй картинку», дети постепенно учились создавать изобразительные сюжеты, а это способствовало развитию и фантазии, и мышления, и воображения и поощряло желание детей придумывать свои сказки, рассказы. Зачастую ребята, рисуя, проговаривали друг другу, что они нарисуют дальше и что будет потом, и это не что иное, как умение планировать свою деятельность, т.е. целеполагание. Мы проводились игровые упражнения, творческие задания, направленные на формирование у детей умений преобразовывать, видоизменять знакомые предметы для создания новых образов «На что похожи фигуры», «Дорисуй», «Волшебные превращения», «Волшебный кружок», «Весёлый квадрат» Воображение ребёнка, как правило, основано на синтезе уже имеющихся знаний и представлений. А нам, взрослым, нужно вести детей к творческому воображению, т.е. к такому его уровню, при котором создаются абсолютно новые образы, рисунки, конструкции. Так, например, рассказывая детям о звёздах, о Солнце, о планетах и других космических телах, мы с детьми решили отправиться в космос, на чем туда добраться конечно на ракете. Далее детям захотелось нарисовать планету, на которой мы решили остановиться. Мы поддержали этот творческий порыв в результате, которого появилась выставка детских работ. В нашей группе стартовала очередная акция «Огород на окне», где мы попросили родителей совместно с детьми украсить стаканчики для лука. Родители принесли стаканчики с луком, и даже просто кружку… мы с детьми немного пофантазировали и представили на кого или на что может быть похожа кружка. У нас появились забавные зверушки. Костя принес стаканчик с машиной, а где дорога? где ездит машина… зверушкам тоже надо переходить дорогу безопасно… изготовили зебру… Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, мы придерживались, следующих правил:
Стоит отметить, что не все дети сразу готовы к творческой деятельности. Зачастую этому предшествует длительная предварительная работа. Развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр, импровизаций, психогимнастик. Включение этих видов деятельности в каждодневную жизнь детей вызывает у них неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями. Мы с детьми в детском саду начинаем понемногу фантазировать. Достаточно часто используем «Азбуку эмоций» (набор карточек персонажей с различными эмоциями). Дети садятся в кружок. Ведущий показывает карточку: «Жили-были кошечки. Кошечки испугались!» Дети с помощью жестов и мимики изображают, как они испугались. Затем «кошечкам» предлагается стать хитрыми, виноватыми, обрадоваться, обидеться, загордиться, испугаться, удивиться и тд. – данная игра развивает образное воображение. Можно ли развивать воображение детей через подвижные игры, игровые упражнения. Вот, к примеру, подвижная игра «Самолёты». После приземления обязательно спрашиваю: Где вы летали? Что вы видели? (тут начинается полёт фантазии…) Или другая подвижная игра «Метель», направленная на развитие образного воображения: Воспитатель говорит: Закружилась метель, словно чудо карусель. Все дорожки замела, нам в подарок принесла… (шаловливого котёнка…, петушков…, бабочек… и т.д.) — имитируют движения названных персонажей. Большое внимание уделяла мимическим этюдам, пантомимам. Ребята жестами изображали грустного, веселого, злого или доброго человека и его действия, а другие дети отгадывали. Например, такая игра — «Угадай животное по его движениям». Также с интересом ребята выполняли упражнения с воображаемыми предметами: прыжки через скакалку, игра с мячом и другие. Для развития воображения предлагала ребятам проиграть различные ситуации, например, купание в море. Вначале не все дети принимали участие и некоторые были лишь наблюдателями, но постепенно они раскрепостились и приняли участие в игре. Упражнения на развития мимики
«Передавалки»
«Разговор по телефону» - Как вы думаете, ребята, зачем нам нужен телефон? (ответы детей – вывод: чтобы общаться) - Представьте себе, что корова решила позвонить своей подруге и рассказать о том, как она провела время на каникулах. Дети делятся на пары, уточняется настроение коров, в руки берутся воображаемые трубки. Пары играют по очереди. Уточнение – коровы только мычат! «Давай хохотать» Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать. Сначала играет воспитатель: он передает мелодию песни при помощи хохота, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают. В ходе работы над этюдами и диалогами воспитатель побуждает детей добиваться выразительности образов с помощью мимики, жестов, голоса, предоставляет возможность самостоятельно выбрать и выразительно показать того или иного героя. «Разговор жестами» А теперь пришла пора Общаться жестами, да-да! Я вам слово говорю В ответ от вас я жестов жду. Педагог называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «да», «нет». Работа по развитию воображения детей средней возрастной группы мною построена с постепенным нарастанием сложности и объёма заданий, психофизического развития и индивидуальных особенностей личности. Считаю, что важным условием раскрытия творческих способностей детей 4-5 лет является создание общей атмосферы комфортности и увлечённости, а также оказание при необходимости разного вида помощи. Занятия строю таким образом, чтобы каждый ребёнок сумел познать радость успеха и поделиться ею с другими.
Достичь успехов в развитии творческого воображения у детей возможно в тесном сотрудничестве с семьёй. Повышение профессиональной компетентности родителей по вопросу творческих способностей детей проходило в разных формах: родительское собрание «Детские фантазии», консультации «Ваш ребёнок четырех-пяти лет», «Советы родителям», «Воображение и талантливость», «Поиграем с детьми». Проведение конкурсов детского творчества «Мой любимый детский сад», фотовыставка «Чтобы в армии служить – со спортом надо нам дружить». Мы провели акцию «Самый заботливый папа», мамы с ребятишками постарались на славу, рассказали о своих папах и посвятили им свои стихи. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
|