Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие творческих способностей у дошкольников в процессе интегрированных занятий.
ИЗО детям
Автор: Юшина Наталья Николаевна   
04.04.2016 06:29

Развитие творческих способностей у дошкольников в процессе интегрированных занятий.Развитие творческих способностей у дошкольников в процессе интегрированных занятий.

В современных социально экономических условиях развития общества проблема формирования творческой личности становится все более актуальной.

Психологи и педагоги А.Г. Асмолов, И.Б Котова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкая, Е.Н. Шиянов и др. рассматривают творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности, определяя главным источником его развития творческий потенциал, который реализуется в его творческом усилии. Человек – носитель культуры и развивается на основе объективированной сущности, вносит в нее нечто принципиально новое, становясь субъектом его исторического творчества. Когда речь идет о развитии творческого потенциала ребенка, то человеком, принимающим и поддерживающим его эмоциональные проявления, выступает взрослый. Но важно помнить не только о том. Как развивать в ребенке творческую личность, но и о том, как не погубить в нем задатки творчества. Развитие творческого начала у ребенка, предполагает всестороннее развитие его личности.

Ученые в области психологии и педагогики И.И. Резвицкий, Б.Г. Ананьеа, Е.Л. Яковлева и другие рассматривали детское творчество как средство эмоционально-эстетического, умственного развития, развития его психических функций: воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Именно в творчестве, по утверждению Л.С. Выготского, «…ребенок передает свои впечатления о мире, то, как он его воспринимает. А так как каждый ребенок с рождения талантлив по-своему и одарен, уникален и генетически неповторим, то эта неповторимость заметнее всего именно в деталях, а конечный продукт его творчества приобретает еще и дополнительную ценность.

 

Проблема развития творческих способностей у детей до сих пор остается актуальной. И начинать эту работу необходимо с первых ступеней развития ребенка, начиная с дошкольного возраста с применением активных метолов работы и различных форм.

Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Согласно гуманистической концепции образования, удовлетворение потребности происходит лишь тогда, когда человек включен в творческий процесс деятельности. Исходя из теории деятельности В.В. Давыдова. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Н.Н. Подъякова, определяющим моментом является активность человека, которая направлена на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия его существования.

Важным моментом в развитии творческих способностей у детей является развитие воображения. В психологической литературе понятие воображения рассматривается, как способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.

Ученые указывают на взаимосвязь творческой деятельности и воображения, рассматривая ее в нескольких формах: связь воображения с действительностью; продукт фантазии с каким не будь явлением действительности; эмоциональная связь между деятельностью воображения и реальностью; связи фантазии с реальностью (Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, Рибо).

По мнению В.С Мухоной, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, способность к проявлению воображения наблюдается в период старшего дошкольного возраста, т.к. чувственно-образный характер детского мышления и восприятия в этот период достигает наибольшей активности.

В развитии творческих способностей у детей огромную роль играет изодеятельность. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, мышления, воображения, что в свою очередь помогает дошкольнику подготовиться к школьному обучению. Изодеятельность и ее интегрированное сочетание с разнообразными видами деятельности, такими как развитие речи, ознакомление с окружающим, игра, позволяет ребенку увидеть и понять любое явление целостно, вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перезагрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты.

Так, интеграция изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой обогащает творчество новыми темами. События, отображенные в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями; в рисунке ребенок передает то, во что он играет, то, что он чувствует и осознает. Взаимосвязь рисования, лепки и аппликации с игрой-драматизацией способствует обогащению детских рисунков, отражая в рисунках эмоциональное состояние.

При сочетании изодеятельности с развитием речи активизируется фантазия детей, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме.

Изобразительная деятельность тесно связана с ознакомление с окружающим миром. Интеграция этих видов деятельности способствует тому, что дети передают интересные, яркие события и явления окружающей жизни, волновавшие их.

Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности, которая включает знакомство со всеми видами искусства. Применительно к интеграции по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, в качестве основных базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно-прикладного, детской художественной литературы, устного народного творчества.

Как показывает практика, в работе с дошкольниками можно использовать следующее интегрированное сочетание занятий:

  • развитие речи+музыка+рисование
  • ознакомление с окружающим+музыка+рисование+труд

Ознакомление с окружающим+чтение художественной литературы+рисование.

Такое интегрированное построение дает ребенку возможность реализовать в различных видах деятельности свои творческие способности, развивает коммуникативные умения: свободно высказывать свою мысль, поделиться впечатлениями, способствует развитию познавательного интереса и активности, приобретению опыта реальной жизни, формирует эмоционально-творческое отношение к собственной деятельности, проявляя собственную индивидуальность и уникальность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год