Развитие творческих способностей старших дошкольников через ознакомление с дизайном. |
ИЗО детям | |||
Автор: Соколова Лилия Анатольевна | |||
29.08.2015 04:50 | |||
Развитие творческих способностей старших дошкольников через ознакомление с дизайном. Скрипченко Е.И. педагог дополнительного образования по изодеятельности МБДОУ №72, г.Белгород Соколова Л.А. педагог-психолог МБДОУ №72 Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Воспитание цветового и эмоционального восприятия, изучение законов и правил изобразительной грамоты, развитие наблюдательности и аналитического мышления, ознакомление с основами дизайнерской деятельности, воспитание человека пытливого, неравнодушного к окружающему миру, умеющего творчески, конструктивно подходить к решению жизненных проблем — эти задачи мы решаем в нашем кружке «Юный дизайнер». Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему в нашем детском саду так актуальны занятия по дизайну. Основная цель работы с детьми — через развитие способности к эстетическому восприятию окружающего мира прийти к эстетическим переживаниям, а затем к творческой эстетической деятельности, проявить свои творческие способности в различных видах дизайнерской деятельности. Дизайн в ДОУ — это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру. На занятия в гости к дошкольникам приходят известные и любимые герои, которые знакомят дошкольников с различными новыми методами и технологиями, используемыми в дизайне:
Работы кружка «Юный дизайнер» используются для оформления зала к праздникам, для оформления групповых комнат, в интерьере ДОУ. Этот метод называется «эффект присутствия». Суть его в том, что ребёнок является участником, создателем и потребителем интерьера. В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Родители воспитанников помогают нам в овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в изостудию и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты, проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники. Без помощи родителей мы не достигли бы результатов. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Литература
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Поляна волшебных цветов» Скрипченко Е. И. педагог-дополнительного образования по изодеятельности МБДОУ №72, г.Белгород Соколова Л.А. педагог-психолог, МБДОУ №72, г.Белгород Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с техникой объемного моделирования. Задачи:
Оборудование: диск с релаксационной музыкой, бумага разной формы постельных тонов, заготовки ярких цветных салфеток в форме квадрата, клей, фломастеры, бусинки, блестки, красивая шкатулка. Ход занятия:
Мы в стране имен, где имена постепенно превращаются в растения. Вам предстоит закрыть глаза и представить себе, что вы превратились в цветок. Любой. Первый образ, который пришел вам в голову самый верный. Рассмотрите этот цветок. Давайте попробуем смоделировать ваш цветок 3. Моделирование цветка Дети выбирают цвета и форму основного листа, выбирают заготовки салфеток. Детям предлагается заготовку превратить в круг или овал, в зависимости от того каким цветком они себя представили. Затем детям показывают, как цветку можно придать объем разными способами (прижать пальчиками, подуть и т.д.) Цветок наклеивают на основу. 4. Пальчиковая гимнастика "Цветы" Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки. Распускают лепестки. Перед лицом, затем раскрывают в видечаши. Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки. Лепестки колышет. В. Волина 5. Украшение цветка Детям предлагается украсить цветок: выделить серединку бусинкой, украсить лепестки блестками, завершить работу дорисовав свой цветок цветными фломастерами. 6. Рассказ о своем цветке. Детям предлагается по желанию рассказать о своем цветке, о его особенностях, о его характере. Описать цветок: милый, гордый, грациозный, добрый, веселый… 7. Игра: «Шкатулка добрых пожеланий» Детям предлагается красивая, хорошо оформленная шкатулка, куда дети наговаривают друг другу добрые слова или пожелания. По окончании занятия детям предлагается ответить на вопросы: что понравилось? что не понравилось? Заканчивается занятие оформление выставки «Поляна волшебных цветов».
|