Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков детей средствами коллективной изобразительной деятельности «Волшебные кисточки, талантливые пальчики» |
ИЗО детям | |||
Автор: Антонова Мария Викторовна | |||
14.03.2015 09:49 | |||
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию коммуникативных навыков детей средствами коллективной изобразительной деятельности «Волшебные кисточки, талантливые пальчики» Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества и конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же необходимо вспомнить и о еще об одной составляющей — социализация. Она является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека, будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя. В социальном развитии детей ведущую роль играют коммуникативные способности. Именно они и позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно и правильно выстраивать свое поведение. У большинства детей, поступающих в реабилитационные центры, отмечаются определенные нарушения в состоянии психического здоровья и развития. Специалисты отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям, отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, быстрая потеря информации. Основными чертами являются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к коллективу, частая смена настроений, неуверенность в себе. У детей, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях, имеются трудности в общении как со взрослыми, так и с детьми, в развитии коммуникативных навыков. Большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Занимаясь коллективной изобразительной деятельностью, воспитанники попадают в особую среду, где каждый может почувствовать себя комфортно, где смогут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития. В процессе работы ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Значение занятий изобразительной деятельностью заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умения доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие коммуникативных навыков, коррекция межличностных отношений, вырабатываются следующие умения:
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
К взрослому дети обращаются лишь тогда, когда не могут договориться самостоятельно. В основном коллективные работы выполняются с детьми одного возраста. Периодически занятия проводятся с детьми разного возраста, когда старшие дети выполняют основное задание, а младшие помогают им наклеивать крупные части, дорисовывать. Коллективные работы создаются детьми по рисованию, лепке, аппликации, по одному или двум-трем видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Цель: развитие коммуникативных навыков детей посредством коллективной изобразительной деятельности. Образовательные задачи:
Воспитательно-реабилитационные задачи:
Развивающие:
Ожидаемые результаты программы:
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Срок реализации: 1 год. Методическая литература:
|