Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект по рисованию "Мордовская радуга"
ИЗО детям
Автор: Замотаева Анастасия Владимировна   
07.12.2014 00:43

Конспект занятия по рисованию "Мордовская радуга" для детей подготовительной к школе группы.

Автор-разработчик: воспитатель МДОУ "Детский сад №43", г. Саранск, Замотаева Анастасия Владимировна.

Цель: познакомить детей с историей возникновения мордовского женского костюма; углубить представления о мордовском прикладном искусстве.

 

Задачи: Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки. Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать кистью и красками (гуашью). Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.

 

 

Образовательные области:

Художественно-эстетическая – развивать творческое восприятие и способности.

Познавательная – пополнить знания детей о мордовском костюме.

Речевая – пополнить словарный запас.

 

Методические приёмы: рассказ воспитателя на тему «История возникновения мордовского костюма»; дидактические игры «Назови элементы мордовского орнамента», «Сравни эрзяночку и мокшаночку»; речевая деятельность детей (использование в речи мордовских слов); самостоятельная деятельность детей (роспись передников); индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.

 

Материал: демонстрационный материал (элементы мордовского орнамента; нарисованные куклы: эрзянка, мокшанка); заготовки передников для росписи (картон); гуашь; кисти; салфетки; мордовская выпечка – сюкоры.

 

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов. Обговаривание процесса работы. Пополнение словарного запаса.

 

Словарная работа: С-образный элемент, полувосьмиконечная звезда, квадрат с продлёнными сторонами и углами, завиток.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.

В.:  Шумбратадо, вечкевикс инжить!

Д.:  Здравствуйте, дорогие гости! Шумбратадо!

Игра «Назови элементы мордовского орнамента».

 

         

В.:  Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите из каких элементов состоит этот орнамент.

Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, с-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полу восьмиконечная звезда, растительный орнамент (завиток).

В.:  Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на  посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде. Но сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский нЭрзянкаародный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего какой?

Д.:  Красный.

В.:  Да, правильно. Скажите, пожалуйста, на какие национальности делится мордовский народ?

Д.:  Эрзя, мокша, шокша.

В.:  Верно. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку».

 

Воспитатель выставляет на доску нарисованных кукол в костюмах эрзяночки и мокшаночки.

В.:  Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?

Д.:  Рубахи шьют из холста; вышивают одинаковыми шерстяными нитями; одинаковый край рубахи.

В.:  А чем различны?

Д.:  Разница в расположении вышивки на костюме, её размере и количестве. Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки – кокошник.

В.:  Дети, а кто из вас знает, как на мордовском языке называются элементы одежды мордовочек?

Д.:  Рубаха – панар, передник – игельга паця, пояс – пулай, нагрудное украшение – сюлгамо, головной убор – паця коня.

В.:  Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом передники для эрзяночки. Вспомните, как надо работать с гуашью и кисточками?

Д.:  Работать надо аккуратно; не набирать много воды; краску брать на концике кисти; пользоваться салфеткой.

В.:  Дети, приступайте к работе.

Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.

В.:  Заканчивайте работу.

В.:  Вы, знаете, что мордовские мастера не только умели рисовать и вышивать, но и петь, танцевать. Я предлагаю вам станцевать мордовский танец «Луганяса келуня».

Дети танцуют под аккомпанемент музыкального руководителя. После танца дети выставляют свои работы на выставку.

В.:  Подойдите поближе, полюбуйтесь на передники. Какие цвета вы использовали?

Д.:  Красный цвет, черный, синий, желтый, зелёный. Практически все  цвета радуги.

В.:  Чей передник вам понравился больше? Почему?

В.:  А мне понравились все ваши передники: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. И заслужили угощения.

Воспитатель угощает детей мордовскими пряниками – сюкорами.

 

Литература:

  1. 1. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. – Саранск, 1983.
  2. 2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации. – Саранск, 2001.
  3. 3. Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.
  4. 4. Мордовская народная вышивка / Сост. В.Н. Мартьянов. Саранск, 1991.
  5. 5. Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год