Вы читаете малышу и рассматриваете иллюстрации. В книжках персонажи четко прорисованы, понятен сюжет и незамысловатая цветовая гамма. А вот как подвести ребенка к восприятию художественной картины? Изобразительное искусство является одним из важнейших средств при воспитании подрастающего поколения. Прежде всего , педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картину дети интересуются , что на них изображено, узнают знакомые предметы и явления . знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей , следует направлять их внимание не только на содержание изображённого , но и на форму выражения образа , на средства изображения, которые делают образ выразительным (характерные детали, цветовую сторону). Это даёт возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать ещё несколько раз то, что им понравилось и запомнилось, появляются любимые произведения , развивается осознанное чувство радости , удовольствия от рассматривания.
Занимаясь с детьми 3-4 лет , важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приёмов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребёнка , который является действующим лицом на картине. Ребёнок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой приём , развивающий наблюдательность и речь : воспитатель путём вопросов вовлекает ребёнка в соревнование – «Кто больше увидит на картинке ?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет. Изображено какое – то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем более младшем возрасте – о многом они могут догадаться , многое вообразить , в этом им помогают получаемые знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют , какое время года изображено, что характерно для осени и весны , какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод ,вьюга, осенний ветер. Очень важно практиковать повторное рассматривание картин : знакомое произведение вызывает оживлённые высказывания, в нём отмечаются те стороны и детали , которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий. Изображённых на картине : дети не только рассказывают о том, что изображено , но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа. Рассказ по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей , создать определённое настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает стоки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа). Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И.Левитана «Март» и А. Саврасова «Грачи прилетели» , воспитатель спрашивает, где по их мнению, изображена ранняя и поздняя весна. « Здесь грачи уже вьют гнёзда, - говорит один мальчик, показывая на картину А.Саврасова , - а здесь,- показывает на картину « Март» , - ещё ни одной птички не видно, и тут снегу много, а там он весь потемнел, тает, на крышах совсем снега нет». Вопрос воспитателя « На какой картине изображён солнечный день?»- направляет внимание детей на колорит картины-0 сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день на картине «Грачи прилетели» . Беседа может начаться с самого рассказа воспитателя о картине. Затем путём вопросов н привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине , воспитатель в заключение высказывает своё суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада , рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в «магазин», где продаются открытки, и дети будут сами выбирать их. В старшей группе весной после систематически проводимых рассматриваний картин , хорошо устроить в групповой комнате выставку .Все репродукции картин, которые дети видели в течении года, красиво разместить на стене и прибавить несколько новых картин. Когда выставка будет готова, воспитатель предлагает рассмотреть её. Дети свободно переходят от одной картине к другой, рассматривая их. Воспитатель в это время внимательно прислушивается к высказываниям детей, проверяет , помнят ли они ранее виденные картины , замечают ли , что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит выставку вместе с ними. Дети говорят ,какие картины они полюбили больше, какие картины помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываясь об их содержании. Все выше описанные формы , методы и приёмы помогут педагогам в детских садах воспитать у детей интерес к произведениям искусства, в частности при знакомстве детей с репродукциями картин.
|