Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста |
Развлекательные занятия | |||
Автор: Трунина Елена Витальевна | |||
27.04.2024 00:37 | |||
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста Воспитатель: Трунина Елена Витальевна Москва, 2024 г Одним из показателей нормального физического и нервно – психологического развития ребёнка является развитие мелкой моторики рук. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и сопровождающим самостоятельную речевую деятельность.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики речи в их взаимосвязи. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Вырабатывается ловкость, умение, управляемость своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры способствуют развитию:
Одни пальчиковые игры готовят ребёнка к счёту, в других – ребёнок, используя обе руки, что помогает осознать право и лево, выше и ниже, сверху и снизу. Очень хорошо, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Насколько ребёнку понравится игра, зависит от взрослых. Значение имеют: выразительная мимика, речь взрослого, умение, когда нужно повторить движение без текста, сказать громко или тихо и т.п. Заниматься пальчиковой гимнастикой можно начинать с самого рождения малыша: массаж ладошек и пальчиков будет полезен для развития и подарит приятные ощущения. Пальчиковые игры необходимы не только малышам. Дошколятам и младшеклассникам гимнастика поможет в письме, а также расслабить руку после занятий. Чтобы пальчиковые игры приносили максимальную пользу необходимо:
В своей работе я придерживаюсь следующих методических рекомендаций:
При необходимости детям оказывается помощь. Занятие длится несколько минут (в зависимости от возраста) и повторяться в течение дня 2 – 3 раза. Постепенно дети заучивают текст наизусть, соотнося слова с движениями. Выбрав несколько упражнений, со временем, заменяя их новыми. Необходимо соблюдать правило:
Пальчиковые игры можно разделить на следующие группы:
Эти упражнения ребёнок может выполнять как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Они развивают воображение.
«Колечко», «Ухо – нос», «Горизонтальная восьмерка».
|