Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют».
Развлекательные занятия
Автор: Чурсина Мария Павловна, Грибанова Елена Азгердовна   
03.11.2019 09:16

Проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют».Проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют».

Авторы проекта:

  • учитель-логопед ДО ГБОУ Школа №705 Чурсина Мария Павловна
  • воспитатель ДО ГБОУ Школа №705 Грибанова Елена Азгердовна

Аннотация. Статья посвящена описанию проекта по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках с использованием мультимедийных технологий «Дебют». Создание данного проекта было обусловлено особыми образовательными потребностями воспитанников компенсирующей группы. Данный проект способствовал социализации и постепенному формированию активной жизненной позиции детей с ОВЗ путём их систематического посильного участия в создании серии видео-презентаций.

 

Скачать конспект

Ключевые слова. Педагогический проект, дети с ОВЗ, участие в утренниках, видео-презентации, демонстрация результатов работы.

В последнее время проблемы обеспечения всевозможных условий успешной социализации и адаптации к социуму воспитанников компенсирующей группы определены в качестве наиболее важных и актуальных в работе коллектива дошкольного отделения ГБОУ Школа №705 г. Москвы.

Особое место в системе обучения и воспитания детей с ОВЗ занимают праздники. Положительный эмоциональный фон праздников и досугов дает возможность наиболее эффективно решать задачи социализации воспитанников с ОВЗ. Участие дошкольников в праздниках — это универсальное средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, развития речевых компетенций, возможность обогащения новыми впечатлениями.

Как известно, выступления воспитанников на утренниках – это демонстрация результатов целой команды педагогов (воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога психолога, музыкального руководителя и др.).

Раннее, неправильно выстроенные сценарии утренников, не учитывающие индивидуальные личностные особенности и возможности детей, сводились к опоре на «сильную» подгруппу воспитанников, в то время как большая часть детей была «фоном» их выступления.

Главные проблемы большинства детей, не принимающих участие в утренниках, по нашему мнению, состоят:

  • в трудностях организации своего поведения в эмоционально и сенсорно насыщенной ситуации утренника (воспитанники, обучающиеся по АООП для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

- в невозможности переноса полученных навыков в новую среду (воспитанники, обучающиеся по АООП для детей с умственной отсталостью (УО) и сложной структурой дефекта (ССД)).

В начале 2018-2019 учебного года перед педагогами нашего образовательного учреждения встали задачи помощи воспитанникам компенсирующей группы в освоении, применении и осуществлении переноса усвоенных социальных и речевых навыков в новую среду, демонстрации своих личностных достижений на утренниках, так как большинство воспитанников группы принимали во всех массовых мероприятиях пассивное участие.

С этой целью коллективом, осуществляющим сопровождение данной группы воспитанников, был разработан проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют». Наш проект выстроен в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством организации в образовательном процессе доступной каждому ребёнку деятельности с использованием современных компьютерных технологий.

К каждому празднику педагогами дошкольного отделения были разработаны сценарии видео-презентаций, активное участие в которых принимали абсолютно все дети.

В проекте видео-презентаций достижений воспитанников приняли участие 12 детей с ОВЗ, посещающих старшую группу компенсирующей направленности.

Все дети имеют заключения ЦПМПК, согласно которым обучаются по адаптированным программам для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллекта, сложной структурой дефекта.

Распределение детей с ОВЗ по группам с учетом нозологий и уровням речевого развития представлены на рисунках 1,2.

Почти все воспитанники имели поведенческие трудности, в той или иной степени препятствующие их участию в утренниках.

Цель проекта: достижение максимальной социализации воспитанников с ОВЗ, обеспечение их участия в утренниках, максимальной демонстрации их результатов.

Задачи проекта:

  • Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс;
  • Повышение уровня социальной и речевой активности, активной жизненной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс.

Составление сценариев осуществлялось совместно воспитателями группы, учителем — дефектологом, учителем – логопедом, педагогом психологом и музыкальным работником. С родителями согласовывалось участие каждого ребёнка в видеоролике. План реализации проекта представлен в таблице 1.

\\\\\\\\\

При составлении сценариев видео-презентаций учитывались индивидуальные возможности каждого воспитанника: так, неговорящие дети участвовали в коротких инсценировках, произносили короткие двустишия и фразы сопряженно и отраженно с логопедом, а говорящие воспитанники с нарушениями поведения и РАС рассказывали стихи.

Демонстрации презентаций проводились в присутствии воспитанников, многие из которых, увидев положительное отношение публики к своему появлению на экране, проявили инициативу и выступили очно. К концу учебного года более 50% воспитанников преодолели свои страхи и трудности и принимали активное участие в праздниках, получая удовольствие от реакции зрителей. Наглядно результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 Рост активности детей на праздниках в 2018-2019 уч. г.

Таким образом, проект «Дебют» предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных технических средств.

Предлагаю Вам ознакомиться со сценарием видео-презентации «Новости», предшествующей утреннику, посвященному 8 марта.

Сценарий видео-презентации «Новости».

Заставка из программы новости.

Ведущая (воспитатель): Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире новости «7. 0. 5» (за спиной ведущей расположены часы, показывающие время 7.05). Этот выпуск посвящен подготовке к празднику 8 марта.

Наша подготовка проходила в 4 этапа:

1 этап: физическая подготовка. На связи у нас воспитатель по ФИЗО (попытки связаться по телефону).

К техническим причинам связь невозможна. Предлагаю Вам посмотреть видеоролик без комментариев.

Демонстрация видеоролика с досуга по физической культуре. Участвуют все воспитанники с родителями.

Ведущий: 2 этап — психологический.

Педагог-психолог: В преддверии такого важного события как мамин праздник – 8 марта, актуальные направления работы – это снятие эмоционального стресса и напряжения у детей с помощью игровой и песочной терапии. Смотрим ролик.

На видео фрагмент индивидуального занятия с ребенком с РАС.

Ведущий: 3 этап-интеллектуальный.

На связи учителя дефектолог и логопед.

Видео-фрагмент артикуляционной разминки учителей, «не замечающих» что их снимают.

Ведущий (с улыбкой): Алло, Вы в эфире.

Специалисты: Мы активно готовимся к празднику. Мы развиваем внимание, память, мышление, конструируем из разного материала, развиваем артикуляционный аппарат и учимся произносить самые главные слова.

Видеофрагменты: артикуляционная гимнастика (ребёнок с РАС), Стих для мамы (ребёнок с РАС), цветочек для мамы конструирование (дети с У.О.), построчное сопряженное и отраженное проговаривание четверостишия воспитанниками с У.О. и ССД.

Ведущий: 4 этап — музыкальный. Предлагаю посмотреть видеоролик.

Видеофрагменты групповых занятий – участвуют все дети.

Вот и все новости. Спасибо за внимание. Всего Вам доброго.

Заставка новостей.

Список литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические

основы / Л.И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. -225 с.

2. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –

М.: Дрофа, 2007. – 213 с.

3. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования// Управление ДОУ. 2006. — № 7.С 76–83.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64

5. Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися сограниченными возможностями здоровья. Интернет публикация. (http: //pedsovet. su/publ/44-1-0-1334).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год