Проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют». |
Развлекательные занятия | |||
Автор: Чурсина Мария Павловна, Грибанова Елена Азгердовна | |||
03.11.2019 09:16 | |||
Проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют». Авторы проекта:
Аннотация. Статья посвящена описанию проекта по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках с использованием мультимедийных технологий «Дебют». Создание данного проекта было обусловлено особыми образовательными потребностями воспитанников компенсирующей группы. Данный проект способствовал социализации и постепенному формированию активной жизненной позиции детей с ОВЗ путём их систематического посильного участия в создании серии видео-презентаций.
Ключевые слова. Педагогический проект, дети с ОВЗ, участие в утренниках, видео-презентации, демонстрация результатов работы. В последнее время проблемы обеспечения всевозможных условий успешной социализации и адаптации к социуму воспитанников компенсирующей группы определены в качестве наиболее важных и актуальных в работе коллектива дошкольного отделения ГБОУ Школа №705 г. Москвы. Особое место в системе обучения и воспитания детей с ОВЗ занимают праздники. Положительный эмоциональный фон праздников и досугов дает возможность наиболее эффективно решать задачи социализации воспитанников с ОВЗ. Участие дошкольников в праздниках — это универсальное средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, развития речевых компетенций, возможность обогащения новыми впечатлениями. Как известно, выступления воспитанников на утренниках – это демонстрация результатов целой команды педагогов (воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагога психолога, музыкального руководителя и др.). Раннее, неправильно выстроенные сценарии утренников, не учитывающие индивидуальные личностные особенности и возможности детей, сводились к опоре на «сильную» подгруппу воспитанников, в то время как большая часть детей была «фоном» их выступления. Главные проблемы большинства детей, не принимающих участие в утренниках, по нашему мнению, состоят:
- в невозможности переноса полученных навыков в новую среду (воспитанники, обучающиеся по АООП для детей с умственной отсталостью (УО) и сложной структурой дефекта (ССД)). В начале 2018-2019 учебного года перед педагогами нашего образовательного учреждения встали задачи помощи воспитанникам компенсирующей группы в освоении, применении и осуществлении переноса усвоенных социальных и речевых навыков в новую среду, демонстрации своих личностных достижений на утренниках, так как большинство воспитанников группы принимали во всех массовых мероприятиях пассивное участие. С этой целью коллективом, осуществляющим сопровождение данной группы воспитанников, был разработан проект по приобщению детей с ОВЗ к участию в утренниках «Дебют». Наш проект выстроен в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством организации в образовательном процессе доступной каждому ребёнку деятельности с использованием современных компьютерных технологий. К каждому празднику педагогами дошкольного отделения были разработаны сценарии видео-презентаций, активное участие в которых принимали абсолютно все дети. В проекте видео-презентаций достижений воспитанников приняли участие 12 детей с ОВЗ, посещающих старшую группу компенсирующей направленности. Все дети имеют заключения ЦПМПК, согласно которым обучаются по адаптированным программам для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллекта, сложной структурой дефекта. Распределение детей с ОВЗ по группам с учетом нозологий и уровням речевого развития представлены на рисунках 1,2. Почти все воспитанники имели поведенческие трудности, в той или иной степени препятствующие их участию в утренниках. Цель проекта: достижение максимальной социализации воспитанников с ОВЗ, обеспечение их участия в утренниках, максимальной демонстрации их результатов. Задачи проекта:
Составление сценариев осуществлялось совместно воспитателями группы, учителем — дефектологом, учителем – логопедом, педагогом психологом и музыкальным работником. С родителями согласовывалось участие каждого ребёнка в видеоролике. План реализации проекта представлен в таблице 1. \\\\\\\\\ При составлении сценариев видео-презентаций учитывались индивидуальные возможности каждого воспитанника: так, неговорящие дети участвовали в коротких инсценировках, произносили короткие двустишия и фразы сопряженно и отраженно с логопедом, а говорящие воспитанники с нарушениями поведения и РАС рассказывали стихи. Демонстрации презентаций проводились в присутствии воспитанников, многие из которых, увидев положительное отношение публики к своему появлению на экране, проявили инициативу и выступили очно. К концу учебного года более 50% воспитанников преодолели свои страхи и трудности и принимали активное участие в праздниках, получая удовольствие от реакции зрителей. Наглядно результаты представлены на рисунке 3. Рисунок 3 Рост активности детей на праздниках в 2018-2019 уч. г. Таким образом, проект «Дебют» предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных технических средств. Предлагаю Вам ознакомиться со сценарием видео-презентации «Новости», предшествующей утреннику, посвященному 8 марта. Сценарий видео-презентации «Новости». Заставка из программы новости. Ведущая (воспитатель): Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире новости «7. 0. 5» (за спиной ведущей расположены часы, показывающие время 7.05). Этот выпуск посвящен подготовке к празднику 8 марта. Наша подготовка проходила в 4 этапа: 1 этап: физическая подготовка. На связи у нас воспитатель по ФИЗО (попытки связаться по телефону). К техническим причинам связь невозможна. Предлагаю Вам посмотреть видеоролик без комментариев. Демонстрация видеоролика с досуга по физической культуре. Участвуют все воспитанники с родителями. Ведущий: 2 этап — психологический. Педагог-психолог: В преддверии такого важного события как мамин праздник – 8 марта, актуальные направления работы – это снятие эмоционального стресса и напряжения у детей с помощью игровой и песочной терапии. Смотрим ролик. На видео фрагмент индивидуального занятия с ребенком с РАС. Ведущий: 3 этап-интеллектуальный. На связи учителя дефектолог и логопед. Видео-фрагмент артикуляционной разминки учителей, «не замечающих» что их снимают. Ведущий (с улыбкой): Алло, Вы в эфире. Специалисты: Мы активно готовимся к празднику. Мы развиваем внимание, память, мышление, конструируем из разного материала, развиваем артикуляционный аппарат и учимся произносить самые главные слова. Видеофрагменты: артикуляционная гимнастика (ребёнок с РАС), Стих для мамы (ребёнок с РАС), цветочек для мамы конструирование (дети с У.О.), построчное сопряженное и отраженное проговаривание четверостишия воспитанниками с У.О. и ССД. Ведущий: 4 этап — музыкальный. Предлагаю посмотреть видеоролик. Видеофрагменты групповых занятий – участвуют все дети. Вот и все новости. Спасибо за внимание. Всего Вам доброго. Заставка новостей. Список литературы: 1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. -225 с. 2. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.: Дрофа, 2007. – 213 с. 3. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования// Управление ДОУ. 2006. — № 7.С 76–83. 4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 5. Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися сограниченными возможностями здоровья. Интернет публикация. (http: //pedsovet. su/publ/44-1-0-1334).
|