Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование сенсорных эталонов в дидактических играх и упражнениях, как средство развития мышления у дошкольников младшего дошкольного возраста».
Развивающие занятия
Автор: Малкова Ольга Анатольевна   
07.01.2025 09:44

«Использование сенсорных эталонов в дидактических играх и упражнениях, как средство развития мышления у дошкольников младшего дошкольного возраста».«Использование сенсорных эталонов в дидактических играх и упражнениях, как средство развития мышления у дошкольников младшего дошкольного возраста».

Детский сад – это умные и веселые, шумные и замечательные дети. Всё, что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем для них, ради того, чтобы они росли и развивались. Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.

После периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду (первоначально поступивших в дошкольное учреждение), было установлено, что помимо нарушений речи дети не выделяли цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, путались или вовсе не владели представлениями об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Посовещавшись на консилиуме со специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, воспитатель, логопед) было принято решение каждому специалисту в работе с детьми организовывать игры по освоению детьми сенсорных эталонов, тем самым развивая у них восприятие и мышление.

 

Сенсорные эталоны являются основой формирования мышления у дошкольников. Работа воспитателя с детьми в группе была направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и умения выделять внешние свойства предметов (форму, величину, цвет). От того, насколько полно дети научатся воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит их дальнейшее благополучное обучение в целом.

Для решения поставленной задачи воспитатели в группе старались обеспечивать каждому ребенку адекватный темп и способ усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени развития детей.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон – это, вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Для достижения положительного результата воспитатели в работе с детьми придерживались следующих принципов: доступность и индивидуальность; последовательность и систематичность; связь с жизненным опытом; наглядность. Не думаю, что нужно раскрывать каждый принцип отдельно, так как данные принципы знакомы всем педагогам.

Освоение сенсорных эталонов и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) было первоначально организовано воспитателем в совместной игровой деятельности с детьми, а в последующем дети, самостоятельно использовали игры, созданные воспитателями, в самостоятельной игровой деятельности. В процессе дидактической игры дети проявляют интерес к действию, приобретают цель, легче запоминают, у них развивается память, речь, мышление.

Игры и упражнения, которые помогают усвоить сенсорные эталоны и развить мышление у дошкольниковв группе разделены по следующим категориям:

  • для формирования представлений о цвете: «Разложи листочки по цвету», «Цветные полянки», «Найди пару»;
  • для формирования представлений о форме: «Рыбки в аквариуме», «Сложи узор», «Что в мешке у Дед Мороза», «Найти тень предмета», «Помоги предмету найти домик», рамки Монтессори, «Чудесный мешочек», сенсорные коробки: «Мудрая сова», «Снеговик – почтовик» (игры с объёмными предметами разной формы, величины и материала помогают скоординировать движения обеих рук);
  • игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор»;
  • с цветными крышками и закручивающими предметами, липучками, щётками: «Укрась поляну», «Наряди ёлочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики», «Раскрась картинку»;
  • игры типа «конструктор» способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игр дети постоянно манипулируют деталями, проявляя сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость;
  • игры с цветными прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

Одновременно с формированием эталонов воспитатели учили детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Подводя итоги работы по данному направлению, было установлено, что дети овладели сенсорными эталонами. Дальнейшая работа строится на формирование устойчивости сенсорных эталоны и закрепление в речи детей представлений о цветах, геометрических формах и отношениях по величине между несколькими предметами. Для решения данной задачи в группе было разработано дидактическое пособие «Угадай, что лишнее». Оно способствует:

  • формированию умений воспринимать предметы и их свойства, узнавать и различать
  • уточнению названия предметов и их характерных свойств (форма, величина, цвет)
  • ориентировке не только по внешнему виду, но и по словесному описанию

- формированию обобщений и группировке предметов по общему свойству, тем самым развивая логическое мышление, память, воображение, внимание и мелкую моторику рук.

В настоящее время в группе (средняя группа для детей 4-5 лет) организуется деятельность по знакомству детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития детей, с другой стороны, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др.

Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительные части. Зрительное сравнениестановится более точным. Систематическое обучениеспособствует тому, что дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений. Большое значение играет уровень развития речи детей, умение связно передавать в словах результаты восприятия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год