«Использование сенсорных эталонов в дидактических играх и упражнениях, как средство развития мышления у дошкольников младшего дошкольного возраста». |
Развивающие занятия | |||
Автор: Малкова Ольга Анатольевна | |||
07.01.2025 09:44 | |||
«Использование сенсорных эталонов в дидактических играх и упражнениях, как средство развития мышления у дошкольников младшего дошкольного возраста». Детский сад – это умные и веселые, шумные и замечательные дети. Всё, что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем для них, ради того, чтобы они росли и развивались. Наш детский сад посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. После периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду (первоначально поступивших в дошкольное учреждение), было установлено, что помимо нарушений речи дети не выделяли цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, путались или вовсе не владели представлениями об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Посовещавшись на консилиуме со специалистами ДОУ (психолог, дефектолог, воспитатель, логопед) было принято решение каждому специалисту в работе с детьми организовывать игры по освоению детьми сенсорных эталонов, тем самым развивая у них восприятие и мышление.
Сенсорные эталоны являются основой формирования мышления у дошкольников. Работа воспитателя с детьми в группе была направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и умения выделять внешние свойства предметов (форму, величину, цвет). От того, насколько полно дети научатся воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит их дальнейшее благополучное обучение в целом. Для решения поставленной задачи воспитатели в группе старались обеспечивать каждому ребенку адекватный темп и способ усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени развития детей. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон – это, вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Для достижения положительного результата воспитатели в работе с детьми придерживались следующих принципов: доступность и индивидуальность; последовательность и систематичность; связь с жизненным опытом; наглядность. Не думаю, что нужно раскрывать каждый принцип отдельно, так как данные принципы знакомы всем педагогам. Освоение сенсорных эталонов и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) было первоначально организовано воспитателем в совместной игровой деятельности с детьми, а в последующем дети, самостоятельно использовали игры, созданные воспитателями, в самостоятельной игровой деятельности. В процессе дидактической игры дети проявляют интерес к действию, приобретают цель, легче запоминают, у них развивается память, речь, мышление. Игры и упражнения, которые помогают усвоить сенсорные эталоны и развить мышление у дошкольниковв группе разделены по следующим категориям:
Одновременно с формированием эталонов воспитатели учили детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Подводя итоги работы по данному направлению, было установлено, что дети овладели сенсорными эталонами. Дальнейшая работа строится на формирование устойчивости сенсорных эталоны и закрепление в речи детей представлений о цветах, геометрических формах и отношениях по величине между несколькими предметами. Для решения данной задачи в группе было разработано дидактическое пособие «Угадай, что лишнее». Оно способствует:
- формированию обобщений и группировке предметов по общему свойству, тем самым развивая логическое мышление, память, воображение, внимание и мелкую моторику рук. В настоящее время в группе (средняя группа для детей 4-5 лет) организуется деятельность по знакомству детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития детей, с другой стороны, нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительные части. Зрительное сравнениестановится более точным. Систематическое обучениеспособствует тому, что дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений. Большое значение играет уровень развития речи детей, умение связно передавать в словах результаты восприятия.
|