Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Играем и развиваемся»
Развивающие занятия
Автор: Прокопьева Татьяна Фёдоровна   
24.11.2024 06:54

Проект «Играем и развиваемся»Проект «Играем и развиваемся»

ВЫПОЛНИЛА: Прокопьева Татьяна Фёдоровна, воспитатель, МАДОУ №45, г. Мурманск

Паспорт проекта

Название и тип проекта Педагогический проект «Играем и развиваемся»

Автор-разработчик Воспитатель Прокопьева Татьяна Фёдоровна

Участники проекта Воспитатель, дети младшей группы, родители.

Сроки реализации проекта Долгосрочный: сентябрь – май

Скачать проект

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29. 12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28. 02. 2023).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21. 01. 2019 N 31, от 08. 11. 2022 N 955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25. 11. 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждениисанитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарныхправил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требованияк обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторовсреды обитания».
  6. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад №45».

Цель проекта Организация системы работы с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию посредством дидактических игр.

Задачи проекта

  1. Создать условия для сенсорного развития детей 3-4 лет, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Применить комплекс современных методов и средств, обеспечивающих формирование сенсорного опыта для детей.
  3. Разработать различные образовательные мероприятия на основе дидактических игр, способствующихсенсорному развитию воспитанников.
  4. Вовлечь родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию своих детей.

Проблема,

на решение которой направлен проект Детям сложно группировать предметыпо сенсорным признакам: величине, форме илицвету.

Некоторые малыши не умеют выделять форму и величину предметов, другие – не могут группировать однородные предметыпо образцам-эталонам.

Сложности с обследованием предметов, с развитием основ сенсорного восприятия.

Этапы проведения проекта I этап. Организационный

Цель: Создание условий длясенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

II этап. Деятельностный

Цель: Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактических игр.

III этап. Аналитико-обобщающий

Цель: Анализ и обобщение результатов проекта.

Предполагаемые результаты проекта

Для детей:

  1. Называет 4 основных цвета и подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
  2. Использует геометрические фигуры в своей деятельности путем наложения, подбора по образцу.
  3. Способен обследовать и группироватьоднородныепредметыпо образцам-эталонам понескольким сенсорнымпризнакам: величине, форме, цвету.
  4. Развита мелкая моторика рук.
  5. Сформированы элементарные представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их использовании в самостоятельной деятельности.
  6. Ребенок с желанием и интересом принимает участие в мероприятиях, которые включают познавательно-исследовательскую деятельность.

Для родителей:

  1. Приобретены практические знания по сенсорному развитиюдетей младшего дошкольного возраста.
  2. Сформированы необходимые умения по организации работы с сенсорными эталонами при обучении своего ребенка.
  3. Установлена взаимосвязь с воспитателем в вопросах сенсорного развития дошкольников.

Для воспитателя:

  1. Разработано методическое обеспечение по теме: конспекты НОД, картотекидидактических игр и игровых упражнений, консультации для родителей и педагогов и другие материалы.
  2. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
  3. Организовано взаимодействие с родителями по познавательной деятельности детей в рамках обогащения сенсорного опыта..

Итоговое мероприятие проекта Открытое образовательное мероприятие «В стране волшебных фигур».

Продукты проекта 1. Мультимедийная презентация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

2. Учебно-методический комплект по теме проекта.

3. Методические рекомендации воспитателя «Организация развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию дошкольников».

2. Актуальность проекта

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале и др. (Раздел II, пункт 2.6.).

Речь идет о сенсорном развитии детей, которое предполагает развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а также запахе, вкусе и др.

Значение сенсорного развития трудно преувеличить – это основа чувственного опыта детей.

Актуальность данной темы заключается в том, что у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром накапливаются необходимые представления о свойствах и качествах предметов, углубляетсявосприятие этих предметов.

В результате происходитразвитие органов чувств, формирование представлений о сенсорных эталонах. Успешность познавательного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть, от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Благодаря сенсорному опыту:

  • складывается новый тип внешних ориентировочных действий
  • эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие
  • активнее развиваются познавательные действия
  • формируются навыки контроля и самоконтроля

- закладываются основы наблюдательности и эмоциональной отзывчивости.

Кроме того, дети осваивают приемы группировки и классификации предметов и объектов, отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме и цвету.

В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.

Проблема

Однако, в процессе взаимодействия со своими воспитанниками, я заметила, что у многих детей возникает проблема с группировкойпредметовпо сенсорнымпризнакам: величине, форме илицвету.

Некоторые малыши не умели выделять форму и величину предметов, другие – не могли группироватьоднородныепредметыпо образцам-эталонам.

У детей были сложности с обследованием предметов, с развитием основ сенсорного восприятия.

Эти нарушения отрицательно воздействовали на формирование сенсорного опыта дошколят, на познавательную сферу.

Для того, чтобы решить эту проблему мне необходимо было найти такое средство для сенсорного развития детей, благодаря которому каждый ребенок мог бы обследовать и группироватьоднородныепредметыпонескольким сенсорнымпризнакам или по образцам-эталонам; выделять основные признаки и осязаемые свойства предметов, развивать мелкую моторику.

Я считаю, что таким средством являютсясенсорные дидактические игры.

Благодаря дидактическим играм у детейнакапливаются необходимые представления, углубляетсявосприятие, осваиваются сенсорные эталоны, а также закладываются основы наблюдательности и самоконтроля.

Дидактическая игра универсальна и многофункциональна, она является:

  • игровым методом обучения детей дошкольного возраста
  • формой обучения
  • самостоятельной игровой деятельностью

- средством воспитания личности ребенка.

Отличительная особенность дидактических игр состоит в том, что они позволяют обучать детей посредством активной и интересной для них игровой деятельности.

В связи с необходимостью решения проблемыбыл разработан педагогический проект «Играем и развиваемся», направленный сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

3. Цель и задачи проекта

Цель:

Организация системы работы с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. Создать условия для сенсорного развития детей 3-4 лет, включающие психолого-педагогическое сопровождение, методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Применить комплекс современных методов и средств, обеспечивающих формирование сенсорного опыта для детей.
  3. Разработать различные образовательные мероприятия на основе дидактических игр, способствующих сенсорному развитию воспитанников.
  4. Вовлечь родителей в образовательный процесс по сенсорному развитию своих детей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год