Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Комкова Юлия Александровна Аксенова Рената Геннадьевна   
05.11.2024 07:17

Особенности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возрастаОсобенности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена проблеме эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Охарактеризованы особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, дети дошкольного возраста, мальчики и девочки.

Жизнь современного ребенка уже не представить без таких предметов, как планшет, телефон, компьютер. Проблема детей XXI века — это отсутствие умений общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Они менее отзывчивы к чувствам и эмоциям своих друзей, товарищей и собеседников. Неспособность детей понимать свои эмоции и эмоции других людей, адекватно их проявлять, оценивать эмоциональные проявления других людей, а также неумение регулировать поведение, зачастую нарушают межличностные взаимоотношения. Актуальность проблемы обусловлена тем, что именно в этот возрастной период закладываются важнейшие структурные компоненты личности, такие как способность чувствовать и проявлять свои эмоции.

 

Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания самого себя, своего «Я» в системе мира, развития познавательных способностей. Ребенок не может стать частью социума, если не овладел теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Все это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общественного опыта. Предназначение дошкольного детства заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, а также социально-психологических особенностей в системеотношений с другими людьми. В последние годы в системе воспитания и обучения старших дошкольников все больше стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка. Оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов.

У детей в возрасте 4-6 лет уже просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, где каждый предыдущий создает фундамент для последующего [5].

Основой для полноценного развития интеллекта ребенка является хорошо развитая эмоциональная сфера. Но, к сожалению, развитию эмоциональной сферы в дошкольном возрасте часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец: «только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.» [4].

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто не могут управлять своими чувствами. Неумение их правильно выразить, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи – все это приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Как известно, дошкольник живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни [4].

Проблема развития эмоционального интеллекта является актуальной для дошкольного возраста. Анализ образовательных программ, разработанных для ДОО, показывает, что большое внимание в них уделяется развитию когнитивной сферы. Это обусловлено и социальным заказом, и значительной теоретико-методической обеспеченностью при внедрении подобного рода разработок. При этом упускается очень важный момент – целенаправленное развитие эмоциональной сферы, в том числе, эмоционального интеллекта [6].

Эмоциональная сфера является составной частью эмоционального интеллекта. Рассмотрим становление данной сферы в онтогенезе. Эмоциональной реакцией ребенка в первые месяцы жизни в норме является комплекс оживления, который представляет собой совокупность положительных эмоциональных проявлений, возникающих при восприятии им радующих воздействий. Именно благодаря эмоциональному общению с матерью у ребенка формируется первый аффективный опыт. Поведение 3-месячных младенцев показывает, что они настроены воспринимать эмоции на лице взрослого. Выявлено также, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного ребенка. Далее с возрастом возникают нестойкие образные представления о действительности с переживаниями: удовлетворения – неудовлетворения, приятного – неприятного. Из этого следует, что эмоции развиваются в тесной связи с органическими потребностями, качеством их удовлетворения. Во втором полугодии у детей начинает проявляться страх незнакомых людей, который продолжается примерно до 2-х лет. В 2-3 года появляются такие чувства как ревность и зависть. В 3-5 лет стыд соединяется с эмоцией страха и превращается в страх осуждения [2].

Одним из компонентов эмоционального интеллекта является готовность ребенка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности. С самого рождения этой способностью человек не обладает. Доказательством этому выступает факт, что маленькие дети неадекватно воспринимают эмоции других. Данная способность развивается в процессе формирования личности. Легким для восприятия по лицевой экспрессии является эмоция ужаса, затем отвращение и удивление. Отсюда следует, что для понимания эмоций необходимо специальное обучение. Именно это способствовало появлению нового вида интеллекта – эмоционального [2].

Начать формировать эмоциональный интеллект можно у детей старшего дошкольного возраста. Для этого потребуется большая работа. Но в настоящее время все больше можно заметить односторонность внимания педагогов к развитию когнитивных процессов, что ведет к существенному ухудшению коммуникативного и личностного развития ребенка.

По мнению Е.П. Ильина, в ходе формирования у старших дошкольников эмоционального интеллекта осуществляется работа по управлению своей экспрессией. Она реализуется в трех формах: первая из них – это «подавление», задача которой заключается в сокрытии выражения переживаемых эмоциональных состояний.

Вторая – «маскировка», основная задача – заменить одну эмоцию на другую, которая не переживается в данный момент. Последней формой выступает «симуляция» – выражение не переживаемых эмоциональных состояний [7].

В процессе работы над формированием эмоционального интеллекта также детям даются знания о способах устранения нежелательного эмоционального состояния, среди которых К.Э. Изард отмечает три основных:

  1. посредством другой эмоции;
  2. когнитивная регуляция – переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека позитивные эмоции;
  3. моторная регуляция – физическая активность для снятия возникшего эмоционального напряжения [3].

Таким образом, можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние на развитие познавательных процессов, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем.

Список литературы

  1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена/ И. Н. Андреева //Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 78- 87.
  2. Гребенщикова, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре/Т. В. Гребещикова//Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2017. – № 1. – С. 21-25.
  3. Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Под редакцией Л. В. Вершининой. – Томск: Издательство ТГПУ, 2006. – 292 с.
  4. Зайцева, А.В. Возможности использования результатов исследований эмоционального интеллекта в педагогической практике/ А. В. Зайцева, И. И. Шуткова // Известия пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2016. – № 11. – С. 128- 130.
  5. Зинурова, Р.Р. Эмоциональный интеллект: особенности проявления при решении неопределённых задач/Р. Р. Зинурова, Л.А. Жуплатова// Поволжский
  6. Комарова, А.И. Социальный и эмоциональный интеллект: кросскультурное исследование/ А. И. Комарова // Вестник бурятского государственного университета. – 2015. – № 5. – С.30- 35.

МАДОУ № 85 г. Томска

Воспитатели:

  • Комкова Юлия Александровна,
  • Аксенова Рената Геннадьевна.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (357) выйдет
11 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год