Особенности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Комкова Юлия Александровна Аксенова Рената Геннадьевна | |||
05.11.2024 07:17 | |||
Особенности развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста Аннотация. Статья посвящена проблеме эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Охарактеризованы особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, дети дошкольного возраста, мальчики и девочки. Жизнь современного ребенка уже не представить без таких предметов, как планшет, телефон, компьютер. Проблема детей XXI века — это отсутствие умений общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Они менее отзывчивы к чувствам и эмоциям своих друзей, товарищей и собеседников. Неспособность детей понимать свои эмоции и эмоции других людей, адекватно их проявлять, оценивать эмоциональные проявления других людей, а также неумение регулировать поведение, зачастую нарушают межличностные взаимоотношения. Актуальность проблемы обусловлена тем, что именно в этот возрастной период закладываются важнейшие структурные компоненты личности, такие как способность чувствовать и проявлять свои эмоции.
Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания самого себя, своего «Я» в системе мира, развития познавательных способностей. Ребенок не может стать частью социума, если не овладел теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Все это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общественного опыта. Предназначение дошкольного детства заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, а также социально-психологических особенностей в системеотношений с другими людьми. В последние годы в системе воспитания и обучения старших дошкольников все больше стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка. Оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. У детей в возрасте 4-6 лет уже просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, где каждый предыдущий создает фундамент для последующего [5]. Основой для полноценного развития интеллекта ребенка является хорошо развитая эмоциональная сфера. Но, к сожалению, развитию эмоциональной сферы в дошкольном возрасте часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец: «только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.» [4]. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто не могут управлять своими чувствами. Неумение их правильно выразить, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи – все это приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Как известно, дошкольник живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни [4]. Проблема развития эмоционального интеллекта является актуальной для дошкольного возраста. Анализ образовательных программ, разработанных для ДОО, показывает, что большое внимание в них уделяется развитию когнитивной сферы. Это обусловлено и социальным заказом, и значительной теоретико-методической обеспеченностью при внедрении подобного рода разработок. При этом упускается очень важный момент – целенаправленное развитие эмоциональной сферы, в том числе, эмоционального интеллекта [6]. Эмоциональная сфера является составной частью эмоционального интеллекта. Рассмотрим становление данной сферы в онтогенезе. Эмоциональной реакцией ребенка в первые месяцы жизни в норме является комплекс оживления, который представляет собой совокупность положительных эмоциональных проявлений, возникающих при восприятии им радующих воздействий. Именно благодаря эмоциональному общению с матерью у ребенка формируется первый аффективный опыт. Поведение 3-месячных младенцев показывает, что они настроены воспринимать эмоции на лице взрослого. Выявлено также, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного ребенка. Далее с возрастом возникают нестойкие образные представления о действительности с переживаниями: удовлетворения – неудовлетворения, приятного – неприятного. Из этого следует, что эмоции развиваются в тесной связи с органическими потребностями, качеством их удовлетворения. Во втором полугодии у детей начинает проявляться страх незнакомых людей, который продолжается примерно до 2-х лет. В 2-3 года появляются такие чувства как ревность и зависть. В 3-5 лет стыд соединяется с эмоцией страха и превращается в страх осуждения [2]. Одним из компонентов эмоционального интеллекта является готовность ребенка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности. С самого рождения этой способностью человек не обладает. Доказательством этому выступает факт, что маленькие дети неадекватно воспринимают эмоции других. Данная способность развивается в процессе формирования личности. Легким для восприятия по лицевой экспрессии является эмоция ужаса, затем отвращение и удивление. Отсюда следует, что для понимания эмоций необходимо специальное обучение. Именно это способствовало появлению нового вида интеллекта – эмоционального [2]. Начать формировать эмоциональный интеллект можно у детей старшего дошкольного возраста. Для этого потребуется большая работа. Но в настоящее время все больше можно заметить односторонность внимания педагогов к развитию когнитивных процессов, что ведет к существенному ухудшению коммуникативного и личностного развития ребенка. По мнению Е.П. Ильина, в ходе формирования у старших дошкольников эмоционального интеллекта осуществляется работа по управлению своей экспрессией. Она реализуется в трех формах: первая из них – это «подавление», задача которой заключается в сокрытии выражения переживаемых эмоциональных состояний. Вторая – «маскировка», основная задача – заменить одну эмоцию на другую, которая не переживается в данный момент. Последней формой выступает «симуляция» – выражение не переживаемых эмоциональных состояний [7]. В процессе работы над формированием эмоционального интеллекта также детям даются знания о способах устранения нежелательного эмоционального состояния, среди которых К.Э. Изард отмечает три основных:
Таким образом, можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние на развитие познавательных процессов, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем. Список литературы
МАДОУ № 85 г. Томска Воспитатели:
|