Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Бондарева Наталья Владимировна | |||
19.10.2024 09:34 | |||
Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Актуальность. Дошкольный возраст является существенным этапом в развитии целенаправленного поведения и познавательной деятельности. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей. Исследователями были изучены такие виды деятельности, как наблюдение и слушание, счет, и измерение, построение изображений, моделирование, гимнастические построения и перестроения, различные виды творческих работ. Несмотря на все различия этих видов деятельности, было обнаружено общее правило — взаимосвязь между освоением ребенком с помощью конкретных видов деятельности предметной действительности и образованием системы пространственной ориентации.
Понятие о пространственно-временном представлении. Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность (высокий-низкий, длинный-короткий), понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине). Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Формирование пространственных и временных представлений – одни из разделов программы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Работа по формированию пространственно — временных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями строится по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми. Однако, учитывая недостаточность речевого развития, значительно больше уделяется внимания усвоению пространственно – временной терминологии и ее использованию в экспрессивной речи. Неполноценное речевое развитие дошкольников оказывает влияние на понимание и активное употребление ими словесных обозначений пространственных и временных отношений. Для детей с речевыми нарушениями характерно недостаточное понимание пространственно-временной терминологии, а также недостаточная дифференцированность и низкая актуализация всех пространственно-временных связей и отношений в экспрессивной речи. Дети с нарушениями речи нередко и в старшем дошкольном возрасте недостаточно понимают и редко используют в своей речи терминологию, которую должны были усвоить на более раннем возрастном этапе. В связи с этим развитие пространственных и временных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность — графических знаков и временную — звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры и упражнения. Система работы по формированию пространственных представлений. Исследования показывают, что существует определенная последовательность в усвоении пространственной терминологии детьми. Дети старшего возраста имеют представление о значении слов сверху, снизу, наверх, с, среди, между, вокруг, напротив, над, ближе, дальше и стараются использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в процессе продуктивной деятельности и в быту. Работа по формированию пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями начинается с уточнения и закрепления представлений о схеме тела. Эта работа включает в себя следующие направления:
Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субъекта можно использовать следующие игры и упражнения: «Вот какие мы». Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т. п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре ( «голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т. д.). На основе представлений о сторонах собственного тела и тела других объектов проводится работа по формированию ориентировки в пространственном расположении предметов. В содержание данной работы входят следующие направления:
Здесь можно использовать следующие игры и упражнения: «Готовимся к занятию» Детям предлагаются следующие инструкции: «Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа — ручку». «Дополни рассказ» Воспитатель расставляет на столе игрушки: посередине избушка, перед нею садик, в саду дерево, под ним скамейка. Дети дополняют предложения, сказанные воспитателем, и расставляют предметы. Вопросы: - Дед вышел откуда? (из избушки). - И сел куда? (на скамейку) - Под чем? (под деревом) - Птичка сидела где? (на дереве) и пела. Услышала ее кошка и прыгнула. - За кем? (за птичкой) - Куда? (на дерево) - Но птичка улетела и села куда? (на крышу избушки) - Кошка полезла за кем? (за птичкой) Но птичка улетела. - Бабушка вышла откуда? (из избушки) - Рассердилась на кого? (на кошку) - И прогнала ее куда? (на чердак) Ориентировка в пространственном расположении предметов тесно связана с ориентировкой в различных направлениях пространства. Работа по формированию умения ориентироваться в различных направлениях пространства проводится по следующим направлениям:
Для развития ориентировки в направлениях пространства применяются следующие игры и упражнения: «Расскажите, что где находится» Воспитатель предлагает ребенку встать в центр групповой комнаты и рассказать, что находится впереди, позади, близко, далеко, высоко, низко, впереди слева, впереди справа, позади слева, позади справа. «Что изменилось» Игра проводится аналогично игре «Расскажите, что где находится», только ребенку предлагается менять позицию (повернуться на 180, встать ближе к стене). Значительное место в работе по формированию пространственных представлений отводится развитию умения ориентироваться в двухмерном пространстве, т. е. на плоскости (поверхность стола, лист картона или бумаги, тетрадь в клетку: верхняя ее часть, нижняя, правая, левая, середина). При выполнении заданий, связанных с ориентировкой на плоскости, у детей закрепляются представления о схеме тела, развивается умение ориентироваться в пространственном положении предметов, а также в различных направлениях пространства на плоскости. Игры и упражнения: «Выложи гномика из фигур» Детям предлагается выложить изображение на листе бумаги из геометрических фигур соответственно инструкции: «В центр листа положите овал – это туловище», «Круг – это голова. Куда положите круг?», «Красный треугольник – это правая рука гномика», «Синий треугольник – это левая рука», «Желтый прямоугольник – левая нога гномика», «Зеленый прямоугольник – правая нога», «В левой руке у гномика мяч (круг)». По выполненной инструкции детям задают вопросы. «Раскрась Петрушку» Детям предлагаются листы с контурным изображением игрушки, набор карандашей. Колпак и комбинезон Петрушки разделены по центру вертикальной линией. Дети раскрашивают изображение соответственно инструкции: «Нарисуйте лицо. Покажите правый-левый глаз», «Правую половину колпака закрасьте желтым цветом, а левую – зеленым», «Левую половину комбинезона закрасьте розовым цветом, а правую – голубым», «Правый ботинок у Петрушки красный, а левый коричневый», «В левой руке у Петрушки нарисуйте шарики». «Новый год» На фланелеграфе – изображение елочки. Воспитатель прикрепляет последовательно изображения предметов (звезду, шар, сосульку, зайчика) к фланелеграфу, задавая детям вопросы после каждого действия. Вопросы «Где висит звезда?», «Где висит шар?» «Что висит под шаром?», «Что висит справа от мишки?» «Составь картинку» Воспитатель предлагает детям поочередно выкладывать картинки с изображениями на фланелеграфе соответственно инструкции: «В центре стоит домик, справа от домика растет береза, под березой растет гриб, слева от домика стоит собачья будка, собака расположилась между будкой и домиком, в левом верхнем углу летит птичка и т. д.»; «Где растет гриб?»; «Что находится в правом верхнем углу?» И т. п. Развитию умения ориентироваться на плоскости листа в клетку способствуют различные графические диктанты, в которых совершенствуются также графические навыки и навыки счета. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве развивают не только пространственные представления у детей. Включая элементы рисования, аппликации, конструирования, они совершенствуют изобразительные навыки. В процессе организации непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений пространственные отношения формируются через упражнения со счетными карточками (детям дается задание выложить предметы на верхнюю, нижнюю полоску, слева – направо, справа — налево), со счетными палочками (предлагается выложить геометрические фигуры, производя преобразования над ними), при счете предметов (используется счет по диагонали, по кругу) и т. д. Развитию ориентировки в пространстве способствуют также и физкультминутки, включающие в себя игры и упражнения с мячом. Целью таких игр является закрепление ориентированности ребенка в собственном теле; закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа, слева, впереди, сзади); закрепление употребления предлогов. В этих целях можно использовать следующие игры и упражнения: «Я по стульчику стучу и по полу – где хочу!» Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции воспитателя, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах. Через игры и упражнения с мячом развивается не только пространственная ориентировка, но также отрабатывается сила, точность движения, их координированность, снимается статистическая нагрузка. Кроме того, они не требуют большого пространства, что позволяет проводить их в групповой комнате. У детей с речевыми нарушениями замедленная ограниченная восприимчивость, недифференцированность ощущений и восприятий затрудняют формирование временных представлений. Поэтому необходимо формировать временные представления не только в специально-организованных формах, но и на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности. Игры и упражнения, направленные на развитие и уточнение временных представлений, способствует не только развитию временных представлений у старших дошкольников, но и совершенствованию лексического и грамматического компонента речи. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем. При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро – медленно, времена года, месяцы, возраст, понятия, определяющие последовательность событий ( «после», «перед», «сейчас») В старшем дошкольном возрасте уточняются и закрепляются представления о частях суток. С этой целью можно использовать следующие игровые упражнения: «Закончи предложение»: Завтракаем мы утром, а обедаем… Солнце светит днем, а луна — … Спим мы ночью, а зарядку делаем … Для уточнения понятий «быстро — медленно» также используем упражнение При знакомстве с днями недели объясняем детям, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Остановимся на некоторых средствах развития временных представлений у старших дошкольников. Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, на практике следует знакомить детей с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник –второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. В связи с тем, что время сложно для восприятия дошкольников, следует использовать цветовую и цифровую модель недели. Для закрепления и уточнения знаний о днях недели проводятся следующие игры и упражнения: «Покажи соответствующую цифру» Воспитатель называет определенный день недели, дети должны показать соответствующую ему цифру (понедельник – цифра 1, четверг – цифра 4 и т. д.) При знакомстве с временами года можно употребить модель времен года: каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белый кружок, лето красивое – красный кружок и т. д. каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т. п. «Догадайся, о каком времени года идет речь» Воспитатель читает небольшой текст, дети по содержанию определяют время года. Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. С деревьев опадают листья. (осень) Вокруг лежит снег. Люди одеты в теплую одежду. Дети катаются на лыжах и санках. (зима) «Когда это бывает?» (загадки о временах года) «Составь картинку» Педагог предлагает нарисовать картинку с изображением явлений природы, характерных для того или иного времени года. «Объясни смысл пословиц о временах года. Весенний дождь лишним не бывает. Весна красна цветами, а осень пирогами. Что летом родится, зимой пригодится. Готовь сани летом, телегу — зимой. Летний день за зимнюю неделю. Лето со снопами, осень с пирогами. Солнце на лето, зима на мороз. Для закрепления представлений о месяцах можно использовать следующее упражнение: «Угадай, какой месяц?» Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится. В этом месяце все дети идут в школу. Этим месяцем заканчивается осень. С этого месяца начинается новый год. С этого месяца начинается зима. В этом месяце отмечаем женский день. Этот месяц – середина лета. Самый короткий месяц года… Для закрепления представлений о разных временных понятиях используем следующие дидактические игры и упражнения: «Вставить пропущенное число» Времен года… Частей суток… Дней недели… Месяцев в году… В каждом времени года месяцев… В часе… минут. «Короче – длиннее»: неделя или месяц, 5 часов или сутки, 7 суток или неделя, 20 месяцев или один год? «Продолжи ряд» Утро – день — …, Зима – весна -…, Декабря – январь — … В процессе ознакомления с временными представлениями старших дошкольников можно использовать музыкальные произведения, например, альбом “Времена года”. Таким образом, развитию временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др.), которые используются в процессе образования в детском саду и в семье. Список литературы.
|