Подвижная игра – основное средство развития движений у детей. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Аболдуева Елизавета Геннадьевна | |||
10.07.2024 22:45 | |||
Подвижная игра – основное средство развития движений у детей. Игра занимает большое место в жизни ребенка-дошкольника. Недаром дошкольный возраст часто называют возрастом игр. Большое значение игры для воспитания подчеркивали многие педагоги: «Игра для них учеба, игра для них труд, игра для них – серьезная форма воспитания», — отмечала Н. К. Крупская П.Ф. Лесгафт расценивал игру как самое выгодное занятие для ребенка. С помощью игр ребенок приучается к полезным для него действиям. «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни» А.С. Макаренко считал, что игра для ребенка имеет то же значение, что для взрослого его деятельность. «Через игру надо воспитывать в детях качества будущего гражданина. Игра должна доставлять ребенку радость».
Л.И. Чулицкая отводила игре большое место в работе по развитию движений детей. Она предлагала строить эту работу в основном на подвижных играх. В воспитательной работе детского сада большое внимание уделяется творческим подвижным играм. Значение подвижных игр Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз один и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Классификация подвижных игр Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры – забавы. Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отображает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т.д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обуславливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные. Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры типа «Ловишки», «Перебежки» не имеют сюжета, образов. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки и др.) Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целю достижения лучших результатов. В играх-забавах, двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках, и др.), остальные дети являются зрителями. К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам. Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
Выбор игры. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Дети пяти лет проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения с лазанием и др.) Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, перепрыгнуть через «ручеёк». Однако не рекомендуют проводить подвижные игры со сложными видами движений (лазание) до тех пор, пока дети не овладеют ими. Вначале их учат правильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее. Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группы составляет не больше 8-10 минут. Также при выборе игры принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить её в кругу. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Воспитательные задачи подвижных игр.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Образовательные задачи подвижных игр:
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи нужно решать в комплексе, только тогда каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Подвижные игры создают радостную атмосферу и поэтому комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач становится более эффективным. Активные движения, обоснованные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и стимулируют все физиологические процессы. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что подвижные игры – эффективное средство разностороннего развития личности дошкольника, в том числе развитие его двигательной активности.
|