Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет |
Развивающие занятия | |||
Автор: Беляева Светлана Александровна | |||
10.07.2024 11:32 | |||
Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитие ощущений и восприятий. Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В первые годы жизни уровень развития восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятие и другими. Формирование сенсорного опыта имеет важнейшее значение для развития ребёнк Сенсорное развитие — целенаправленное развитие и совершенствование таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие, представление. Основная задача – научить детей воспринимать предметы, четко различать их многочисленные различия. Условия для выполнения задачи:
Для сенсорного развития создано множество дидактических игр. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В нашей группе есть много разнообразных покупных игр на сенсорное развитие, мы хотим вам представить игры, сделанные своими руками. «СПРЯЧЬ МЫШКУ». Цель: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение; закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета. Задача: необходимо разложить фигурки по форме и цвету в нужные окошечки и спрятать мышку от кошки. «ПОМОГИ КОЛОБКУ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ЛИСИЧКИ». Цель: изучаем геометрические фигуры и цвет; тренируем моторику. Задача: необходимо разложить фигурки по форме и цвету в нужные отверстия и спрятать колобка от лисички. «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА». Цель: учить различать цвета, ориентируясь на однородность и неоднородность при наложении и приложении; развивать моторику рук. Задача: ребёнок должен цветок определённого цвета прищепить на тот же цвет на круге. "СОБИРАЕМ УРОЖАЙ". Цель: учить группировать предметы (овощи и фрукты) по цвету. Задача: разложить все плоды по корзинкам, в зависимости от цвета. Например, жёлтый фрукт или овощ нужно положить в корзинку с жёлтой серединкой, красный- красную корзинку и т. д. «ПАРОВОЗИК». Цель: учить группировать предметы по цвету; развивать зрительную память, усидчивость и внимание. Задача: необходимо рассадить зайчиков по вагончикам в зависимости от цвета. «ПОДБЕРИ КРЫШКИ К КАСТРЮЛЯМ». Цель: учить группировать предметы по цвету; развивать зрительную память, усидчивость и внимание Задача: необходимо подобрать к кастрюлям нужные крышку по цвету. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ДОРОЖКИ». Цель: изучение цветов, развитие мелкой моторики; знакомство с понятиями узкая-широкая, длинная-короткая; развитие глазомера, ловкости, быстроты реакции. Задача: детям предлагается провести по дорожкам пальчиком (дорожки разные по цвету, ширине, длине) от животного к картинке, на которой нарисовано то, чем оно питается; назвать «Кто, что любит?», цвет дорожки, ширину, длину. «ВЕСЁЛЫЕ ФИГУРКИ». Цель: формировать представления о геометрических фигурах, формах; закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, цвету). Развивать мелкую моторику пальцев рук. ВАРИАНТЫ ИГРЫ: «Собери красивые бусы» — по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы. «Найди пару», «Найди такую же…» — учить подбирать геометрические фигуры разные по форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность. «Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память. «Подбери фигуру» — закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. «Три квадрата» — научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», «самый большой», «самый маленький». "ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ЦВЕТ". Цель: учить подбирать нужные формы разными методами. Задача: необходимо распределить жёлуди с фигурками белочкам с соответствующей фигурой. «КУРОЧКА С ЦЫПЛЯТАМИ» (шумовые коробочки). Цель: упражнять в различении громкости звучания шумовых коробочек: громко, тихо; развивать моторику. Задача: детям предлагает послушать, как гремит курочка, цыплята, упражняет в определении громкого и тихого звучания. Предлагает покормить курочку с цыплятами, спеть про них песенку. Данные, полученные в ходе нашей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном развитии, дидактическая игра — наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. У детей:
ВЫВОД: для развития сенсорной культуры у детей раннего возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
|