Многофункциональная игровая ширма как средство всестороннего развития детей раннего возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Волкова Елена Геннадьевна Аксенова Марина Ивановна | |||
08.06.2024 13:30 | |||
Многофункциональная игровая ширма как средство всестороннего развития детей раннего возраста Детский сад — это второй дом для детей, где ребята учатся дружить, играть, познавать и делать первые шаги в большой мир открытий. Мир не стоит на месте, поэтому мы с коллегой стараемся идти в ногу со временем. Меняется развивающая среда, группы становятся более функциональными. Проектируя развивающую среду в группе, мы решили cделать многофункциональную развивающую ширму, в которой дидактический материал представлен в игровом исполнении. Многофункциональная ширма должна использоваться для целостного развития детей дошкольного возраста включая, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально – коммуникативное развитие. Это означает, что при оформлении ширмы должны решаться такие задачи, как: Образовательные: Формировать у детей элементарные математические представления; Развивающие:
Воспитательные:
Ширма должна быть яркой, эмоционально привлекательной, особенно для детей раннего возраста. Она должна быть компактной — для того чтобы ее было удобно хранить, а также безопасной для ребенка. Так как ширма изготовлена из полипропиленовых труб и ткани, она должна быть легкой, чтобы её мог бы передвинуть даже ребенок. Материалы должны быть не токсичны, гигиеничны, должны легко сниматься, чтобы их можно было помыть или постирать. Ширма состоит из трех секций, на ней закреплена ткань с изображениями машинок — желтого, красного и зеленого цвета. Для удобства хранения мы изготовили кармашки на липучках, в желтом, зеленом и красном цветах. В них можно складывать геометрические фигуры. Также в комплекте имеются яблоки 4 цветов — зеленого, желтого, красного, синего, и квадраты тех же цветов. Получается идеальный набор для разнообразных игровых возможностей. Благодаря специальным липучкам, присутствующим на каждой фигуре, дети с легкостью прикрепляют их к необходимому предмету. Ширма помогает учиться и играть одновременно. Главным способом познания мира у детей является игровая деятельность. Она способствует ускоренному социализированию. Игровая деятельность в детском саду — это форма общественной жизни малыша, которая:
Так как, ширма состоит из 3 секций — расскажем о каждой подробнее: 1 секция необходима для познавательного развития: Данная секция помогает развивать элементарные навыки. Эта часть ширмы наполнена разными фигурами (треугольник, круг, квадрат), таким образом мы изучаем форму и цвет. Дети с большим удовольствием играют с нами в игру «выбери для машины нужный цвет». В ходе занятия мы развиваем внимание, сообразительность, мышление, фантазию, мелкую моторику. Формируем отношение к цвету, знакомим детей с плоскими геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником; подбираем нужные формы, чередуем предметы по форме и цвету; вызываем у детей интерес к содержанию занятия, эмоциональный отклик на действия и обращения воспитателя; воспитываем усидчивость и бережное отношение к наглядному пособию и раздаточному материалу. 1) Игра: собери груз в машины Ехали машины — потеряли груз (дети помогают собрать груз по цвету и по форме). 2) В какой машине чужой груз? (Детям нужно разложить груз определенного цвета в нужную по цвету машину). 3) Детям можно дать задание распределить груз на машинах не по цвету, а по форме. 2 секция предназначена для сенсорного развития, она помогает изучать цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и учит сортировать предметы по цвету. Игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста направлены на развитие мелкой моторики рук. Что приводит к улучшению интеллектуального и речевого развития. Самое простое и интересное для ребенка получать знания в игровой форме. Игры, направленные на восприятие цвета помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. 1)Как пример- игра «прикрепи яблоко на дерево нужного цвета». Ход игры: сначала мы познакомились с цветом яблок, дети берут яблоко и кладут в карман нужного цвета. 2) Игра «Найди лишнее яблоко». На ветке находятся яблоки разных цветов, нужно найти какое яблоко лишнее и почему. Это полотно можно использовать в различных вариантах по расположению и распределению цветов. Эти две секции взаимозаменяемы между собой: фигуры и яблоки можно менять местами. 3 секция создана для речевого развития посредством русских народных сказок, способствует развитию речи и памяти. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учим играя». У малышей формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы. Также в детях воспитывается интерес и любовь к сказкам, так как из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. С помощью ширмы мы показываем сказки такие как: «Колобок», «Репка», «Теремок» в разных интерпретациях, как и кукольный театр (би-ба-бо) Театр би-ба-бо. Атрибуты надеваются на руку, действие происходит на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даём возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившихся персонажей брать по очереди. Также мы показываем театр, сделанный своими руками из бумажных фигур на палочках. Дети могут сами поучаствовать в изготовлении куколок и с удовольствием с ними поиграть. Они сами могут придумывать и пересказывать народные сказки. В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль и произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в сочетании (речь, мимика, напев, движения). В свободное время все дети по желанию инсценируют сказки. Так же наша ширма служит для создания уголка уединения. Уголок уединения необходим детям дошкольного возраста, так как быть частью большой группы сверстников – большая нагрузка для дошкольника. У ребенка должна быть возможность побыть одному, если он в этом нуждается. Уголок уединения может стать местом для игры одного или двух детей. В нем может находиться стол с одним или двумя стульями. Соответственно, любой центр, предоставляющий место лишь для одного или двух детей, можно рассматривать в качестве уголка уединения. Необходимо следить, чтобы другие дети не беспокоили своих одногрупников. Важно научить детей понимать, что в уголках уединения не может быть много детей, а также нужно уважать потребность в уединении, возникающую у других. Обучаясь с помощью многофункциональной игровой ширмы, мы совершенствуем поведение ребенка и формируем у него полезные качества:
Многофункциональность ширмы дает возможность избежать перегрузки детей, удерживать внимание длительное время путем смены функций и заданий. Это пособие способствует развитию мышления ребенка, стимулирует психические процессы и развивает творческую активность.
|