«Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста в креативной художественной среде» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Астапенко Юлия Валерьевна, Скворцова Екатерина Владимировна | |||
10.02.2024 17:03 | |||
«Развиваем творческие способности детей дошкольного возраста в креативной художественной среде»
МАДОУ детский сад № 76 Почему нашим детям так нравится лепить, клеить, рисовать, конструировать? Ответ прост: маленький человек ощущает себя Творцом и Преобразователем, а что может быть важнее этого ощущения? «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а также формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Огромное значение для полноценного развития личности имеет окружающая среда. Её наполняемость, функциональность, эстетичность. Ребенок дошкольник, большую часть времени проводит в детском саду. Соответственно среда детского сада должна быть развивающей.
Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности в детском саду. В нашем детском саду с 2022 года стала создаваться Творческая креативная зона. В этой зоне дети развивают творческие способности и свой творческий потенциал самостоятельно и под руководством педагогов, родителей. Все остальное рождается в процессе: радость от творчества, возможность игры с тем, что создаешь, гордость за то, что сотворил своими руками. Создавая Творческую креативную зону, мы опирались на психолого-педагогические исследования В. В. Давыдова, Л. Б. Переверзева, Пелих и др., исходили из задач формирования художественно-творческих способностей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. С 2023 года содержание образовательной деятельности основывалось на основные направления работы федеральной образовательной программы дошкольного образования" При создании Творческой креативной зоны были определены требования:
Почему именно Творческая Креативная зона. Креативность – это общая способность к творчеству, характеризующая личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. На развитие способностей влияют два глобальных фактора: семья и образовательная среда. Креативность актуализируется только в том случае, если среда это позволяет. В развитии ребёнка художественная среда в детском саду выполняет самую главную функцию – функцию стимула, побуждающую ребёнка к самостоятельному решению, к активности действий. Наша творческая креативная зона определяет следующие функции:
Наша Творческая креативная зона размещена в холле детского сада и имеет несколько тематических центров оформления: Первый центр – это специально оборудованное место с детскими столиками, стульчиками для художественной деятельности. Также в этом центре имеются шкафчики, полочки для хранения различных материалов, настенное панно из ленточек для организации детских и детско – взрослых выставок. В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: художественный материал — пластилин, фломастеры, глина, фрески для рисования, цветная бумага, картон; материал для оформления поделок – бусинки, перышки, ленточки и др. К центру имеется свободный доступ, в любое свободное время дети могут лепить, рисовать, вырезать, делать поделки из бумаги с родителями или организованно с педагогами. Второй центр – носит характер познавательно – художественного направления. Здесь представлен «Музей одной картины», на мольберте на уровне глаз детей выставляется одна картина известного художника. К картине оформлен Q — код, по которому дети с помощью взрослых педагогов или родителей, рассматривая картину, могут послушать аудиозапись истории данной картины, рассказ про художника или послушать музыкальное произведение соответствующие теме картины и ее художественного замысла. Весь материал по сопровождению картины озвучен и подобран педагогами детского сада. В «Музей одной картины» подобраны репродукции картин в соответствии с Федеральной образовательной программы дошкольного образования: от 4 до 5 лет Иллюстрации, репродукции картин:
от 5 до 6 лет Иллюстрации, репродукции картин:
от 6 до 7 лет Иллюстрации, репродукции картин:
Также в этом центре оформляем разные познавательные материалы для детей и родителей: с наступлением зимы, была оформлена тематическая выставка «Картины с историей» на тему зимы известных художников, к каждой картине был разработан Q — код, по которому дети с помощью взрослых педагогов или родителей, рассматривая картину, могут послушать истории данной картины. Перед новым годом была оформлена стена под названием «Человек, нарисовавший Новый год», здесь были представлены открытки автора целого мира забавных зверушек на легендарных советских открытках Владимира Ивановича Зарубина. Третий центр нашей Творческой креативной зоны направлен на совместную деятельность детей и родителей. Именно совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. В этом центре размещено большое панно, сделанное из крафтовой бумаги, задавая тему совместного творчества детей и родителей, будь это и «Зимняя сказка», «Открытка к юбилею детского», «Новогодний хоровод», «Мама – целый мир» и т.д. Мы через объявление в сообществе ВК приглашаем родителей и детей к совместному творчеству, предоставляя все необходимые художественные материалы. Такая организованная предметно-пространственная среда в нашем детском учреждении имеет важное значение для формирования гармоничной личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. «Быть креативным, это значит – копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» П. Торренс
|