Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рекомендации воспитателям по развитию свойств внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития
Развивающие занятия
Автор: Виноградова Ульяна Александровна   
01.01.2024 22:33

Рекомендации воспитателям по развитию свойств внимания у старших дошкольников с задержкой психического развитияРекомендации воспитателям по развитию свойств внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития

Недостатки внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком, а требуют для их преодоления специально организованной работы. Которая должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию процесса внимания, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

При этом следует помнить, что коррекционная работа не будет иметь успеха, если дошкольник, прежде всего, не усвоит 3 основных базовых принципа:

 

а) принимать постепенно усложняющиеся инструкции. Для детей с ЗПР вербальная форма представления сложна и часто недоступна. Поэтому для выполнения задания воспитатель должен давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части. Объясняя, как выполнять ту или иную часть задания, воспитатель постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок научится воспринимать словесную инструкцию взрослого, то перед ним встанет необходимость перевести речевой приказ воспитателя в самоприказ, повторяя инструкцию вслух или про себя, а затем, показывая, что и как он будет выполнять;

б) удерживать инструкцию на протяжении всего занятияи контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия;

в) приобретение навыка самоконтроля. В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. Таким образом у дошкольников вырабатываются элементы планирования деятельности.

И только после закрепления базовых принципов необходимо продолжить поэтапную коррекционную работу по развитию свойств внимания, а именно:

  1. При выборе коррекционных упражнений предпочтение отдавать заданиям на развитие произвольности внимания;
  2. Использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;
  3. Использовать специальные упражнения и дидактические игры, как универсальную форму коррекционной работы, на развитие и совершенствование мышления, восприятия, памяти;
  4. Применять упражнения и игры на стимуляцию сенсорно — моторной сферы;
  5. Совершенствовать эмоционально-волевую сферу ребенка.

Во время проведения занятий по развитию свойств внимания у старших дошкольников с ЗПР, необходимо использовать все общедидактические методы: наиболее часто — наглядный, практический, словесный. Каждый из этих методов позволяет решать различные задачи обучения.

Наряду с общими методами коррекции ЗПР целесообразна и индивидуализация, обусловленная особенностями клинической структуры различных вариантов ЗПР, их первичных дефектов и вторичных. В этом случае методические приемы имеют и коррекционно-компенсаторную направленность и включают в себя: разминки, релаксационные игры, упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения, на улучшение функционального развития различных систем организма (дыхательной, сердечно – сосудистой) и пр.

Каждое коррекционное занятие строится по определенной постоянной схеме, но для детей с ЗПР необходимо включать и следующие «усилители»:

  1. гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, усиливается упражнениями для улучшения мозгового кровообращения, повышения энергетики и активности ребенка и пр.;
  2. основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса. Усиливается обязательно 1-2 упражнениями, направленными на развитие других психических функций (памяти, восприятия, мышления и пр.). Предлагаемые игры — упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, спортивными снарядами). Например, игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитии речи, внимания, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающим миром; гиперактивные, невнимательные дети с ЗПР с удовольствием занимаются с кубиками Зайцева, где основа обучения — сохранные функции организма и пр.

Следовательно, чтобы своевременно развивать у детей определенные свойства внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других — уметь выделять и помнить- цель действия, в-третьих — вовремя переключать внимание, в-четвертых — необходима сосредоточенность и устойчивость внимания, т.к. нужно заметить и осознать произошедшие изменения и пр.

И, конечно, на каждом этапе коррекционных занятий детям надо предлагать не только усложняющиеся по содержанию серии задания и дидактические игры, но и ориентироваться на психофизическое состояние дошкольников, которое достигается следующими приемами и правилами:

  1. Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к проведению занятия поможет сохранить правильную осанку, нормальное зрение детей;
  2. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей;
  3. При подборе упражнений воспитатель должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.;
  4. Низкая работоспособность дошкольников, высокая степень их истощаемости может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения, поэтому нежелательно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности при первых визуальных признаках усталости;
  5. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям;
  6. Для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного);
  7. Следует помнить, что типы ведущей деятельности у детей с ЗПР сменяются с некоторым отставанием, от их нормально развивающихся сверстников, поэтому на занятиях необходимо применять различные игры и упражнения, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать и пр.

Выполнению детьми заданий на развитие внимания всегда должна предшествовать предметно-практическая деятельность, которая ставит своей целью накопление и упорядочивание представлений, полученных детьми при взаимодействии с внешним миром. Так, например, развитие чувственного и сенсорного опыта, развивающих в том числе наблюдательность, должны быть тесно связаны с практической деятельностью, например, при ремонте книг, коробок для настольных игр в детском саду, ребенок определяет какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски и пр.

Именно такое научение через деятельность, наиболее подходит для детей с ЗПР, т.к. ребенок выполняет сразу несколько функций: обучающую, воспитательную (приобщение к труду), релаксационную (успокаивающую подвижную психику ребенка), усвоение навыков общения в коллективе и пр.

Развитие свойств внимания с использованием специально отобранных заданий и дидактических игр, требует от воспитателей, дефектологов, психологов соблюдения следующих условий:

  • при объяснении заданий взрослые должны демонстрировать действия, совместно выполнять их с детьми, например, обращать внимание на характерные особенности цвета, формы, величины предметов, их взаиморасположение в пространстве и т.д. Т. е. следовать принципу: не рядом, а вместе
  • игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности — дети должны прилагать усилия, проявлять терпение, для достижения цели.

Особо необходимо помнить — разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени, так, наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно тренировать. Поэтому нельзя рассчитывать на успех, в развитии внимания у дошкольников с ЗПР, в краткосрочной перспективе – эффект от коррекционных занятий, скорее всего, проявится через достаточно длительное время и только во взаимодействии с педагогами и родителями может привести к положительному результату.

Рекомендуемая для ознакомления литература по рассматриваемой теме:

  1. Данченкова, С. Н. Коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим диагноз ЗПР. /С. Н. Данченкова// Вестник практической психологии образования. — 2015. — № 4 (45). — С. 44-52.
  2. Кравцова, О. Е. Игра — как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста. /О. Е. Кравцова. // Молодой ученый. — 2018. — № 13. 1 (199. 1). — С. 30-33.
  3. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Слабодянин, Н. П. Коррекционно — развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации. / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. П. Слабодянин. — Москва: Сфера, 2008. — 128 с.
  4. Мелехина, И. В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелехина. – Текст: электронный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIМеждународ. Науч. конф. (г. Санкт – Петербург, декабрь 2014). — Санкт – Петербург: Заневская площадь, 2014. – С. 136-139.
  5. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно — развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. / В. Л. Шарохина, Л. И. Катаева — Москва: Изд — во ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год