Рекомендации воспитателям по развитию свойств внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития |
Развивающие занятия | |||
Автор: Виноградова Ульяна Александровна | |||
01.01.2024 22:33 | |||
Рекомендации воспитателям по развитию свойств внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития Недостатки внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком, а требуют для их преодоления специально организованной работы. Которая должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию процесса внимания, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. При этом следует помнить, что коррекционная работа не будет иметь успеха, если дошкольник, прежде всего, не усвоит 3 основных базовых принципа:
а) принимать постепенно усложняющиеся инструкции. Для детей с ЗПР вербальная форма представления сложна и часто недоступна. Поэтому для выполнения задания воспитатель должен давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части. Объясняя, как выполнять ту или иную часть задания, воспитатель постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок научится воспринимать словесную инструкцию взрослого, то перед ним встанет необходимость перевести речевой приказ воспитателя в самоприказ, повторяя инструкцию вслух или про себя, а затем, показывая, что и как он будет выполнять; б) удерживать инструкцию на протяжении всего занятияи контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; в) приобретение навыка самоконтроля. В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. Таким образом у дошкольников вырабатываются элементы планирования деятельности. И только после закрепления базовых принципов необходимо продолжить поэтапную коррекционную работу по развитию свойств внимания, а именно:
Во время проведения занятий по развитию свойств внимания у старших дошкольников с ЗПР, необходимо использовать все общедидактические методы: наиболее часто — наглядный, практический, словесный. Каждый из этих методов позволяет решать различные задачи обучения. Наряду с общими методами коррекции ЗПР целесообразна и индивидуализация, обусловленная особенностями клинической структуры различных вариантов ЗПР, их первичных дефектов и вторичных. В этом случае методические приемы имеют и коррекционно-компенсаторную направленность и включают в себя: разминки, релаксационные игры, упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения, на улучшение функционального развития различных систем организма (дыхательной, сердечно – сосудистой) и пр. Каждое коррекционное занятие строится по определенной постоянной схеме, но для детей с ЗПР необходимо включать и следующие «усилители»:
Следовательно, чтобы своевременно развивать у детей определенные свойства внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других — уметь выделять и помнить- цель действия, в-третьих — вовремя переключать внимание, в-четвертых — необходима сосредоточенность и устойчивость внимания, т.к. нужно заметить и осознать произошедшие изменения и пр. И, конечно, на каждом этапе коррекционных занятий детям надо предлагать не только усложняющиеся по содержанию серии задания и дидактические игры, но и ориентироваться на психофизическое состояние дошкольников, которое достигается следующими приемами и правилами:
Выполнению детьми заданий на развитие внимания всегда должна предшествовать предметно-практическая деятельность, которая ставит своей целью накопление и упорядочивание представлений, полученных детьми при взаимодействии с внешним миром. Так, например, развитие чувственного и сенсорного опыта, развивающих в том числе наблюдательность, должны быть тесно связаны с практической деятельностью, например, при ремонте книг, коробок для настольных игр в детском саду, ребенок определяет какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски и пр. Именно такое научение через деятельность, наиболее подходит для детей с ЗПР, т.к. ребенок выполняет сразу несколько функций: обучающую, воспитательную (приобщение к труду), релаксационную (успокаивающую подвижную психику ребенка), усвоение навыков общения в коллективе и пр. Развитие свойств внимания с использованием специально отобранных заданий и дидактических игр, требует от воспитателей, дефектологов, психологов соблюдения следующих условий:
Особо необходимо помнить — разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени, так, наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно тренировать. Поэтому нельзя рассчитывать на успех, в развитии внимания у дошкольников с ЗПР, в краткосрочной перспективе – эффект от коррекционных занятий, скорее всего, проявится через достаточно длительное время и только во взаимодействии с педагогами и родителями может привести к положительному результату. Рекомендуемая для ознакомления литература по рассматриваемой теме:
|