«Развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Теремецкая Ольга Федоровна | |||
24.11.2023 16:35 | |||
«Развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ» Для каждого родителя, посещающего Службу ранней помощи «Начало» МБДОУ «Детский сад № 99» рождение детей с ОВЗ является стрессом. Ребёнок ограничен в свободе и социальной значимости. У ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень высока степень зависимости от семьи – мамы, папы, других членов семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме со сверстниками и взрослыми. Ребёнок самостоятельно не может выполнить в полном объёме всё то, что связано с самообслуживанием: полностью одеться, раздеться, пользоваться бумагой после туалета, вытереть руки полотенцем и т.д. Проблема воспитания и развития “особого” ребенка становится непосильной для семьи, родители и дети оказываются в сложной ситуации. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.
Особенности психического развития у детей с ОВЗ обуславливают трудности в организации их поведения: дети не достаточно концентрируют внимание, психологические процессы чаще характеризуются расторможенностью, недостаточно развита мелкая и крупная моторика, отсутствует речь. При контакте с ребенком часто возникают большие трудности, особенно в тех случаях, когда взрослые (родители) прямо принуждают его к выполнению тех или иных действий. Для родителей, необходимы консультации, в которых даются рекомендации об исключении прямого принудительногоподхода из системы воспитания этих детей и не только в процессе обучения навыкам самообслуживания. Многие дети с большим трудом усваивают гигиенические навыки. Родители совершают ошибку, если сами выполняют процедуры умывания, одевания ребенка. Чаще всего родителям удобнеевыполнить работу по самообслуживанию детей самим. Таким образом процесс обучения не только затормаживается, но и вообще не формируется. Из опыта работы видим, что если родительустраняется от «помощи» ребёнку, то ребёнок быстрее овладевает навыками самообслуживания. Чаще, в многодетных семьях дети характеризуются тем, что навыки самообслуживания у них сформированы или близко к норме возраста или соответствуют ей. Осуществляя процесс формирования навыкам самообслуживания следует помочь ребенку, взяв его руки в свои и мягко, ненавязчиво обучать необходимым движениям. Процесс обучения необходимо сопровождать речью и игровыми приёмами. Например, «Давай поиграем, кто лучше вымоет руки…», «Давай покажем белочке, как мы умеем аккуратно кушать…» Взрослым надо позаботиться о создании таких условий, при которых у детей с ограниченными возможностями здоровья легче закрепляются воспитываемые навыки. У ребенка может вызвать страх высокий порожек у двери, ведущий в ванную, скользкий пол. Например, ребенок боится войти в ванную комнату, так как там пол имеет небольшой наклон и на нем, как ему кажется, легко поскользнуться. Создавая условия для формирования навыков самообслуживания, необходимо: приготовить приступочек для потягивания до раковины, приготовить ящики внизу прихожей для самостоятельного складывания одежды и обуви, установить вешалку на уровне руки ребёнка. Необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал положительный психоэмоциональное состояние. Тревога и излишняя психоэмоциональная нестабильность играет отрицательную роль, которая передаётся ребенку. Приведу пример: если несколько раз искупали ребёнка в более горячей воде, чем следовало, то его трудно не только купать, но и ввести в ванную комнату. Все процедуры умывания и купания приходится проводить на кухне. У ребенка закрепилась боязнь не только ванной комнаты и горячей воды, но и человека, который допустил оплошность. Многие страхи детей основаны на их сверхчувствительности и на отрицательном опыте взаимодействия с родными или с кем-то из окружающих. Подобное может случиться и со здоровыми детьми, но у них эти состояния менее стойки и легче преодолеваются. У многих детей вызывает страх шум воды, гул труб, шум стиральной машины, пылесоса, кофемолки, дрели. Родители детей с ОВЗ должны установить причину страхов ребенка и по возможности устранить пугающие предметы, препятствующие обучению детей тем или иным гигиеническим навыкам. Кроме того, родители должны сделать так, чтобы ребенка заинтересовали водные процедуры. Например, можно поставить необычные, красивые предметы для умывания, “получить” посылку от Мойдодыра или от кого-либо из близких с необходимыми для туалета принадлежностями. В процессе обучения детей необходимо учитывать их психологические особенности. Основной вид деятельности детей это игра. Весь процесс обучения необходимо сопровождать речью и игровыми приёмами. С ребенком надо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним теплым, ровным тоном, “воркуя”, голосом, интонациями регулируя поведение ребенка (говорить быстрее, когда нужно поторопить, медленнее, как бы распевая, при медленных, неловких действиях ребенка, когда важно не обострять ситуацию). Радуясь его пробуждению, нужно произнести: “Проснулся, мой милый, выспался, ручки и ножки отдохнули, головка отдохнула, глазки открылись. Пойдем-ка скорее умываться… Посмотри, что нам прислал Мойдодыр! Ой, какое красивое и пушистое полотенце, какое мягкое! Посмотри, что на нем нарисовано! Давай скорее умоемся. Сейчас красивым мылом намылим руки, сделаем белые перчатки из мыльной пены. Затем смоем пену водой – вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы оно тоже было чистое”. Так “воркуя”, приговаривая, родители должны помочь ребенку преодолеть его негативизм, нежелание участвовать в повседневных бытовых процедурах, показать, что они интересны, приятны. Кроме того, все красивые, привлекательные умывальные принадлежности должны быть расположены так, чтобы ребенок мог их брать сам. Как бы не спешили родители, они не должны показывать этого, и тон во время всех процедур должен быть неизменно спокойным и ласковым. Пережитые во время умывания или купания неприятности остаются надолго в памяти ребенка, и это препятствует дальнейшему развитию навыков. При ласковом побуждении и поощрении, в благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности. Привлечь ребенка к купанию поможет игра с водой. Можно вместе с ним пускать кораблики, выдувать мыльные пузыри, можно дать ему красивые фигурные мочалочки, моющиеся книжки, подкрасить воду, используя различные экстракты, искупать сначала в этой красивой воде резиновую игрушку – зверюшку или куклу. Разговаривая с ребенком, не следует упоминать о боязни даже в такой, например, форме, как: “Мишка не боится купаться”, лучше возбудить ощущение смелости, силы, храбрости, приговаривая: “Вот какой смелый мишка, как хорошо плавает. Давай вместе с ним, и ты поплаваешь”. Часто дети преодолевают страх воды, если они пытаются достать затонувший кораблик, лодку. «Особенные» дети далеко не каждому взрослому позволяют участвовать в гигиенических процедурах. Ребенок доверяет искупать себя только маме или только старшей сестре, папе. Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности длителен. И у здорового ребенка он может быть разрушен при изменении привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни, простуды. Тем более закономерны такие срывы у «особых» детей. Так же, как и процесс формирования интеллектуального развития в процессе непосредственной образовательной деятельности детей с ОВЗ зависит и благоприятен в сенситивный период, также и формирование навыков самообслуживания у детей благоприятен в сенситивные периоды развития детей с ОВЗ. Обучение навыкам самостоятельного раздевания и одевания – еще, а затем одна из важных задач, которые решают родители. Ребенок сначала учится снимать одежду, которую можно просто стянуть с себя вниз, освобождается от ботинок, шнурки которых уже развязаны, затем можно переходить к обучению более приемам раздевания с помощью более сложных движений. Так, взрослый помогает ребенку вытаскивать руки из рукавов, остальное ребенок снимает сам. Надо постараться, чтобы ребенок осознал момент достижения цели, почувствовал успех, тогда у него появится стремление к самостоятельности. Для облегчения процессу обучения навыкам одевания, складывать поочерёдно: картон, можно использовать картонный тренажёр, с помощью которого можно складывать одежду, разложив её поочерёдно: рукава, (поочерёдно правый и левый), воротник, нижняя часть футболки. Дав ребенку чистый ботинок в руки, можно научить его шнуровать, застегивать, затем он сможет это преодолеть на себе. Легче научить застегивать сначала крупные пуговицы, а потом более мелкие. Когда ребенок освоит необходимые навыки одевания и раздевания, родители должны свести свое участие в этих процедурах до минимума, давая ребенку только речевую инструкцию, побуждая и поощряя его. Следующим моментом режима дня является помощь по дому. В семье возникает много поводов приобщить ребенка к труду: мама чистит овощи – ребенок моет их, бабушка убирает квартиру – ребенок несет веник, совок, протирает влажной тряпкой пыль, поливает цветы, убирает игрушки. Так постепенно, в естественной ситуации ребенок привыкает выполнять некоторые обязанности, осознает себя помощником в семье. Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и родители должны чувствовать, что их усилия не пропали даром. Для ребёнка с ОВЗ особенно важно сформировать навыки самообслуживания, которые помогут ему чувствовать себя уверенно в социуме и в повседневной жизни.
|