Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (рекомендации для родителей и педагогов).
Развивающие занятия
Автор: Холопова Елена Владимировна   
09.09.2023 21:01

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (рекомендации для родителей и педагогов).«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (рекомендации для родителей и педагогов).

АВТОР: ХОЛОПОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №42», Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

 

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

Каждое начало учебного года мною проводится диагностическое обследование детей, с целью определения и последующей коррекции возможных трудностей развития каждого ребенка группы. Анализ результатов показывает, что большой процент детей имеет недостаточный уровень сформированности сенсорных эталонов.

В связи с этим мною были подобраны различные игры и задания, которые помогут стимулировать вам сенсорное развитие ребенка. Данные игры активно используются в моей практике, и доказали свою эффективность.

Развитие моторной и сенсорной сфер является базой в развитии любого малыша.

Игры подобраны таким образом, чтобы дать вам толчок к самостоятельному придумыванию аналогичных игр. Использование игр зависит от возможностей ребенка, и вы должны научиться использовать их по степени усложнения.

В беседах родители часто задают нам вопрос: зачем все это надо? Много раз делать одно и тоже, искать, подбирать методы и приемы, создавать специальные условия и часто не получать результата или получать его минимальным. В начале моей практики и мне было сложно ответить на этот вопрос. Теперь мы его знаем ответ и не раз обсуждали его с родителями. Это нужно:

- Для того, чтобы сделать все возможное, чтобы в будущем обезопасить жизнь вашего ребенка, сделать его более самостоятельным. Для того, чтобы он мог попросить пить, если захочет, дать знать, если у него что-то заболит, и чтобы не только вы, но и все остальные, поняли его просьбы и желания.

- А, главное, это надо для того, чтобы научить ребенка радоваться.

В начале каждой игры выделены реализуемые в ней цели. Важно понимать, что данные цели решаются не только в процессе специально организованных игр, но и в процессе обычных бытовых моментов. Сочетание правильно простроенных режимных моментов и специальных игр позволит вам сделать процесс развития ребенка более интересным для вас и вашего малыша.

Лото «парные картинки»

Цель: Стимуляция познавательной активности ребенка; развитие зрительного восприятия и зрительного соотнесения; развитие оптико-моторной координации; стимуляция речевой активности ребенка.

Подобные пособия различные по сложности родитель может приготовить самостоятельно. Для этого необходимо нарисовать (или вырезать) по две одинаковые картинки.

В самом начале предлагаются картинки, на которых изображен знакомый ребенку предмет или зверюшка. Если у ребенка практически отсутствует речь, то желательно, чтобы на картинке был подобран предмет, способствующий стимуляции у ребенка звукоподражания ( «би-би», «ав-ав», «мяу», «тик-так» и т.п.). На данной картинке представлен более сложный вариант задания, где, одновременно с развитием представлений об окружающем, ребенка можно учить отвечать на вопрос «где?», используя различные предлоги.

Игра «дорога»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации и речи.

Ребенку предлагается картина, на которой изображена дорога, горы, едущая машина. Ребенок берет жетон и показывает, как он может катиться по дороге: вверх, вниз, вправо, влево.

Игра «домик с дорожками»

Цель: Стимуляция зрительно-моторной координации.

В данную игру очень любят играть дети различных возрастов и с различными проблемами, в том числе и

с трудностями в коммуникации. Ребенку предлагается бросить шарик в отверстие. Шарик прокатывается по всем дорожкам, издавая звук, а ребенок прослеживает за движениями шарика

Игра «столик с молоточком»

Цель: Развитие грубой моторики и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагается стукнуть молоточком и «забить брусочек». Можно стимулировать произнесение у ребенка слова «бам», или «тук». Различные модификации данной игры на сегодняшний день имеются в продаже. Дети очень любят игру с пластмассовым молоточком, который при «забивании гвоздиков» сам издает звук.

Игры под музыку с использованием

различных музыкальных игрушек

(дудочки, маракас, бубен, барабан)

Цель: Развитие слухового восприятия у детей, стимуляция двигательной активности ребенка.

  1. Ребенку можно предложить угадать: где звучит или что звучит.
  2. Можно стимулировать ребенка издавать звуки под музыку. Более сложный вариант задания: ожидать определенного момента, чтобы издать звук.
  3. Ребенку можно предложить одновременно с издаванием звука производить определенные движения.

Данные игры могут использоваться на занятии в качестве своеобразной «музыкальной паузы». Это поможет переключить ребенка с одного задания на другое. Повысит его общий психический тонус.

Также данные задания позволят объединить в одну игру несколько различных детей, причем в зависимости от уровня развития детей, им можно предложить различные по сложности музыкальные инструменты.

Игра «липучка»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагается отрывать и приклеивать кусочки липучки.

Игры с разрезными картинками

Цель: Развитие зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и пространственного мышления.

Родитель самостоятельно может изготовить подобные игры. Картинки разрезаются по вертикали (горизонтали, диагонали) на различное количество частей. Задание можно предлагать с образцом (т. е. перед глазами у ребенка имеется готовая картинка) и без образца.

Задание «обводка»

Цель: Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагаются различные шаблоны, которые может приготовить родитель или старший ребенок. После обведения шаблонов у ребенка получается соответствующий рисунок (дорожка с домиком; геометрические фигуры и т.п.).

Задание с картинками «распорядок дня»

Цель: Развивать у ребенка способность к пониманию последовательности происходящих событий и структурированию режимных моментов.

Ребенку предлагается расположить картинки в определенной последовательности соответственно распорядку дня. Родитель может использовать эти картинки, чтобы приучить ребенка к определенному распорядку.

Вместо картинок могут использоваться фотографии.

Игра «нанизывание колец»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации; формирование соотнесения числа и количества, формирование состава числа.

Ребенку предлагается нанизывать на штырь соответствующе количество кружков.

«Монетки»

Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.

«Матрешка»

Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.

Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.

«Квадраты»

Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета.

Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.

«Веселый паровозик»

Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.

Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.

«Съедобное — несъедобное»

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

«Пирамидка»

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

«Вот какие палочки»

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

«Змейка»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

«Мельница»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

«Забавные прищепочки»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.

«Разноцветные вагончики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.

Уважаемые родители и педагоги!

в процессе выполнения заданий не забывайте:

  1. Хвалить ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось.
  2. Разъяснять ребенку дополнительно с помощью показа, жестами, изображая руками.
  3. Следить, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума.
  4. По возможности привлекать ребенка к подготовке к занятию, уборке рабочего места после занятия. (В дальнейшем вашей задачей будет приучить ребенка к этому.)

Список литературы:

  1. Стимуляция сенсорной сферы малыша. Рекомендации для родителей. / Сост. Н. В. Кастюк, В.Л. Тучковская. – Мн., 2005.
  2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. — №3. — С. 16 — 19.
  3. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. — 256 с.
  4. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко — М.: Просвещение, 1991. — 197с.
  6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер — М.: Просвещение, 1998. — 143с.
  7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 2000. — 267с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год