«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (рекомендации для родителей и педагогов). |
Развивающие занятия | |||
Автор: Холопова Елена Владимировна | |||
09.09.2023 21:01 | |||
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (рекомендации для родителей и педагогов). АВТОР: ХОЛОПОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №42», Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. Каждое начало учебного года мною проводится диагностическое обследование детей, с целью определения и последующей коррекции возможных трудностей развития каждого ребенка группы. Анализ результатов показывает, что большой процент детей имеет недостаточный уровень сформированности сенсорных эталонов. В связи с этим мною были подобраны различные игры и задания, которые помогут стимулировать вам сенсорное развитие ребенка. Данные игры активно используются в моей практике, и доказали свою эффективность. Развитие моторной и сенсорной сфер является базой в развитии любого малыша. Игры подобраны таким образом, чтобы дать вам толчок к самостоятельному придумыванию аналогичных игр. Использование игр зависит от возможностей ребенка, и вы должны научиться использовать их по степени усложнения. В беседах родители часто задают нам вопрос: зачем все это надо? Много раз делать одно и тоже, искать, подбирать методы и приемы, создавать специальные условия и часто не получать результата или получать его минимальным. В начале моей практики и мне было сложно ответить на этот вопрос. Теперь мы его знаем ответ и не раз обсуждали его с родителями. Это нужно: - Для того, чтобы сделать все возможное, чтобы в будущем обезопасить жизнь вашего ребенка, сделать его более самостоятельным. Для того, чтобы он мог попросить пить, если захочет, дать знать, если у него что-то заболит, и чтобы не только вы, но и все остальные, поняли его просьбы и желания. - А, главное, это надо для того, чтобы научить ребенка радоваться. В начале каждой игры выделены реализуемые в ней цели. Важно понимать, что данные цели решаются не только в процессе специально организованных игр, но и в процессе обычных бытовых моментов. Сочетание правильно простроенных режимных моментов и специальных игр позволит вам сделать процесс развития ребенка более интересным для вас и вашего малыша. Лото «парные картинки» Цель: Стимуляция познавательной активности ребенка; развитие зрительного восприятия и зрительного соотнесения; развитие оптико-моторной координации; стимуляция речевой активности ребенка. Подобные пособия различные по сложности родитель может приготовить самостоятельно. Для этого необходимо нарисовать (или вырезать) по две одинаковые картинки. В самом начале предлагаются картинки, на которых изображен знакомый ребенку предмет или зверюшка. Если у ребенка практически отсутствует речь, то желательно, чтобы на картинке был подобран предмет, способствующий стимуляции у ребенка звукоподражания ( «би-би», «ав-ав», «мяу», «тик-так» и т.п.). На данной картинке представлен более сложный вариант задания, где, одновременно с развитием представлений об окружающем, ребенка можно учить отвечать на вопрос «где?», используя различные предлоги. Игра «дорога» Цель: Развитие зрительно-моторной координации и речи. Ребенку предлагается картина, на которой изображена дорога, горы, едущая машина. Ребенок берет жетон и показывает, как он может катиться по дороге: вверх, вниз, вправо, влево. Игра «домик с дорожками» Цель: Стимуляция зрительно-моторной координации. В данную игру очень любят играть дети различных возрастов и с различными проблемами, в том числе и с трудностями в коммуникации. Ребенку предлагается бросить шарик в отверстие. Шарик прокатывается по всем дорожкам, издавая звук, а ребенок прослеживает за движениями шарика Игра «столик с молоточком» Цель: Развитие грубой моторики и зрительно-моторной координации. Ребенку предлагается стукнуть молоточком и «забить брусочек». Можно стимулировать произнесение у ребенка слова «бам», или «тук». Различные модификации данной игры на сегодняшний день имеются в продаже. Дети очень любят игру с пластмассовым молоточком, который при «забивании гвоздиков» сам издает звук. Игры под музыку с использованием различных музыкальных игрушек (дудочки, маракас, бубен, барабан) Цель: Развитие слухового восприятия у детей, стимуляция двигательной активности ребенка.
Данные игры могут использоваться на занятии в качестве своеобразной «музыкальной паузы». Это поможет переключить ребенка с одного задания на другое. Повысит его общий психический тонус. Также данные задания позволят объединить в одну игру несколько различных детей, причем в зависимости от уровня развития детей, им можно предложить различные по сложности музыкальные инструменты. Игра «липучка» Цель: Развитие зрительно-моторной координации. Ребенку предлагается отрывать и приклеивать кусочки липучки. Игры с разрезными картинками Цель: Развитие зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и пространственного мышления. Родитель самостоятельно может изготовить подобные игры. Картинки разрезаются по вертикали (горизонтали, диагонали) на различное количество частей. Задание можно предлагать с образцом (т. е. перед глазами у ребенка имеется готовая картинка) и без образца. Задание «обводка» Цель: Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Ребенку предлагаются различные шаблоны, которые может приготовить родитель или старший ребенок. После обведения шаблонов у ребенка получается соответствующий рисунок (дорожка с домиком; геометрические фигуры и т.п.). Задание с картинками «распорядок дня» Цель: Развивать у ребенка способность к пониманию последовательности происходящих событий и структурированию режимных моментов. Ребенку предлагается расположить картинки в определенной последовательности соответственно распорядку дня. Родитель может использовать эти картинки, чтобы приучить ребенка к определенному распорядку. Вместо картинок могут использоваться фотографии. Игра «нанизывание колец» Цель: Развитие зрительно-моторной координации; формирование соотнесения числа и количества, формирование состава числа. Ребенку предлагается нанизывать на штырь соответствующе количество кружков. «Монетки» Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия. Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины. «Матрешка» Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной. Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы. «Квадраты» Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета. Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета. «Веселый паровозик» Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта. Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета. «Съедобное — несъедобное» Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного. Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки. «Пирамидка» Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия. Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета. «Вот какие палочки» Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук. Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки. «Змейка» Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки. «Мельница» Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки. «Забавные прищепочки» Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию. «Разноцветные вагончики» Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу. Уважаемые родители и педагоги! в процессе выполнения заданий не забывайте:
Список литературы:
|