«Влияние искусства на развитие восприятия детей старшего дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Черникова Алина Анатольевна Рожнова Алёна Александровна | |||
18.08.2023 17:01 | |||
«Влияние искусства на развитие восприятия детей старшего дошкольного возраста»
МБОУ ЦО «Академия Детства» Город Старый Оскол Актуальность настоящего исследования заключается в том, что один из наиболее важных разделов педагогики посвящен формированию художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста. Такой подход позволяет вырастить гармоничную и изобретательную личность, развить в ребенке любовь к искусству, научить ценить изящество окружающего мира, понимать и создавать прекрасное на благо всего человечества. Давно известно, что наши дети — это отражение нас самих, они с первых месяцев жизни слышат и запоминают наши слова и подражают нашим поступкам, поэтому начинать процесс становления личности желательно как можно раньше. Наиболее же благоприятным по мнению ученых является старший дошкольный возраст.
В основе методики художественно – эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Художественно – эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания. Методы художественно – эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Художественно – эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение. По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы художественно – эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей. Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки. Формы и способы художественно-эстетической деятельности с воспитанниками, которые нашли отражение в нашей работе: - В первую очередь, это традиционный способ «от занятия к уроку». В подготовительной группе проведение занятий, на которых решаются задачи художественного образования дошкольников, предполагает включение элементов учебной деятельности. -Нами широко используются коллективно-групповые формы художественно-эстетического образования дошкольников. Так ежегодно организуются экскурсии в Детскую художественную школу, художественно-исторический музеи города Старый Оскол– отдельно для детей дошкольного отделения, отдельно для детей начальной школы и совместные экскурсии дошкольников и младших школьников. На этих экскурсиях решаются задачи художественного просвещения дошкольников. В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства, различать жанры. Детей учат понимать, что хотел рассказать художник своей картиной или скульптурой, какое передать настроение, а также выражать свое отношение. Также предусмотрено формирование у детей навыков и умений изображать с помощью различных материалов отдельные предметы. Таким образом, развитие художественно-эстетического восприятия неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Старший дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития художественно-эстетического восприятия. Именно в этом возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость и свобода воображения. В этом возрасте дети могут самостоятельно давать оценки, высказывать свои суждения. Эстетическое восприятие и чувство красоты формируются через практическую деятельность и накопление собственного опыта старших дошкольников. Литература:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Развитие художественно – эстетического восприятия – актуальная проблема теории и практики художественно – эстетического воспитания детей. Данный вид перцепции является высшей психической функцией человека и достигает своего максимального развития во взрослый период. Тем не менее, развитие художественно – эстетического восприятия возможно и необходимо именно в дошкольном возрасте. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании человека эмоционально окрашенного, ассоциативно — многогранного, ритмически — упорядоченного, опредмеченного в материале искусства, осмысленного на уровне содержания ( «замысла-переживания») и формы (как источника переживания) образа мира. Педагогическая модель развития художественно – эстетического восприятия ребенка в сфере изобразительного искусства является моделью изменения типа восприятия ребенка от эмоционально-непосредственного восприятия до художественно-игрового и далее до художественно-коммуникативного. Развитие осуществляется в процессе художественно-игровой деятельности, задающей движение от игры с элементами языка изобразительного искусства к общению на этом языке. В модели фиксируется «постепенное» овладение ребенком процессом восприятия как сложным многоуровневым диалогом с самим собой, с автором произведения, с культурой. Педагогическая технология развития художественно – эстетического восприятия старших дошкольников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства задает алгоритм освоения языка искусства как средства общения. Педагогическая технология развития художественно – эстетического восприятия старших дошкольников на основе комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства задает последовательность использования педагогических приемов и методов. Критериями развития художественно – эстетического восприятия дошкольника является комплекс свойств художественного восприятия: эмоциональность, ассоциативность, ритмическая упорядоченность, осмысленность процесса восприятия.
|