Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Методическое пособие для организации занятий в школе раннего развития «Росток» (группы 1) Разработала: педагог доп. образования Гализина Е.С. г. Новошахтинск 2011 год Уважаемые взрослые! В возрасте 4 лет идёт активный процесс увеличения словаря. К четырем годам словарный запас ребенка достигает полутора-двух тысяч слов. В речи детей кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш), наречия (тут, там, здесь), числительные, прилагательные (холодный, горячий, твердый), предлоги и союзы (и, а, на), притяжательные местоимения (мой, твой, мамин, папин). А вот обобщающих (животные, мебель, обувь) существительных малыши пока не используют.
Скачать полный конспект
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивно овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-4 слов (существительное, прилагательное и глагол). В предложениях используют однородные члены (тут Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе (чашки стоят на столе), прилагательные в сравнительной степени (теплее, холоднее, больше). Детки в этом возрасте способны изменять слова по аналогии с другими, поэтому в их речи еще много грамматических ошибок. Речь детей в этом возрасте все еще носит ситуативный характер. Высказывание ребенка содержат короткие распространенные предложения, часто лишь отдаленно связанные между собой по содержанию. Поэтому понять их без дополнительных вопросов удается не всегда. Имея хорошую память, четырехлетний малыш способен запомнить и воспроизвести небольшие по объему стихотворения или сказки. В этом возрасте у детей отмечается улучшение произношения. Они должны четко проговаривать все гласные звуки и согласные, в том числе свистящие (с-сь, з-зь.ц). А вот шипящие (ш, ж, ч, щ) только начинают появляться. В этом методическом пособии, учитывая возрастные особенности, представлены развивающие игры по двум направлениям: - Развитие речи - Учимся считать
Чтобы не переучивать И еще одно предупреждение. Я не рекомендую родителям самостоятельно ставить детям звуки. Как правило, они делают это по аналогии. Но не у всех взрослых правильная артикуляция звуков. Поставят звук неправильно - придется переучивать. А переучивать, как известно, всегда очень трудно. Поэтому для постановки звуков надо обязательно обращаться к логопеду. Лучше это делать, когда ребенку исполнилось 5 лет. Но если у малыша нет даже свистящих звуков, то можно прийти и чуть раньше в 4, 5 года. Потому что если чадо не выговаривает свистящие, то и шипящие звуки могут и не получиться. По желанию за помощью можно обратиться и в 3 года. Ну а консультативную помощь логопеда, думаю, сегодня получить не сложно. Почти во всех детских садах и поликлиниках есть специалист. И напоследок пожелание взрослым. Вспомните, пожалуйста, что мы с вами проговариваем звуки, а пишем буквы. Поэтому, когда обращаетесь к логопеду и говорите, что мы не проговариваем букву «ЭР» - такого не может быть в принципе. Мы проговариваем звук «Р» или «РЬ» , звук «Л» или «ЛЬ». А буквы пишем. Все это проходим еще в 1-м классе, а в старших обязательно делаем фонематические разборы. Но почему-то как школу заканчиваем, то забываем об этом. И дитю своему неправильно объясняем. Часто бывает, я спрашиваю, какой звук первый в слове «дом», и ребенок отвечает «ДЭ». А ведь если ребенок будет говорить «ДЭ», «МЭ», «КЭ»- он никогда не начнет читать. Наши дети могут быть с абсолютно правильным звукопроизношением, если мы, взрослые, будем к ним относиться внимательнее, не требовать слишком многого, но и не упрощать, не умалять их достоинства. Для свистящих Однако в последние годы появляется все больше детей, которые неправильно произносят свистящие и шипящие звуки. Этому есть несколько причин. Одна из них - слабо развитое речевое дыхание. Выдох речевой и обыкновенный имеют отличия. Как правило, наши дети дуют не на середину языка, а по краям. Многие дети говорят на вдохе, а не на выдохе, как должно быть. Однако это можно исправить с помощью упражнений. И начинать нужно с самых простых. Например, «Подуем на пушинку». Возьмите пушинку, ватку, ленточку или любой легкий предмет. Ребенок должен высунуть язычок между зубами, губы можно на первых порах сделать трубочкой и дуть так, чтобы щеки не раздувались. Это важно, чтобы выдох был правильным. Когда освоите это упражнение - приступайте к более сложному. Положите на стол ребристый карандаш, и пусть малыш дует на него так сильно, чтобы карандаш покатился по столу. Так выдох будет отрабатываться сильнее. Следующее упражнение - «Погрей ручки» или «Замерзли ручки». Известно, что при правильном произношении свистящих звуков, струя воздуха ,выходящая изо рта, холодная, а шипящих - теплая. Во время этого упражнения как раз и отрабатывается холодная и теплая струи воздуха. Выполняется оно так. Ребенок должен поднести руки к лицу и дуть на них, высунув язычок, и при этом улыбаться. Если дуть медленно, получается теплая струя воздуха, а сильно – холодная. Сложность этого упражнения в том, что, когда губы в улыбочке, трудно дуть на серединку языка. Упражнение «Потушить свечку». Не надо задувать настоящую свечу. Свечку можно смастерить. Например, приклеить к картонке тоненькую бумажку, ленточку, или что-то другое легкое оранжевого или красного цвета и сказать ребенку, что это свечка, и она должна о дыхания шевелиться или потухнуть. Но дуть на нее нужно на язычок, находящийся между зубками. «Задуть мяч в ворота». Возьмите ватку, теннисный или ватный мячик. Поставьте на стол на боковую поверхность открытую коробочку-это ворота. Пусть ребенок поднесет язык к краю стола и дунет так сильно, чтобы мячик залетел в коробочку. «Заборчик». Губы в улыбке, обнажают зубки, а зубки сомкнуты друг с другом. Держать так на счет 7.7 секунд выдержали, через какое-то время, когда ребенок отдохнул, можно сделать еще. Как правило, его выполняют неправильно: верхние зубы перекрывают нижние. Сложность этого упражнения в том, что детям, особенно имеющим проблемы со свистящими звуками, очень трудно удерживать заборчик. Очень хорошее упражнение, развивающее не только артикуляционную моторику, но и внимание ребенка, «Часики». Рот приоткрыт, губы улыбаются, а язычок двигается от одного уголка губ к другому, но так, что язык углами не задевает губы. Язычок вправо - «тик», влево - «так». И тоже под счет 7. Детки прислушиваются к командам взрослого и четко их выполняют. Вообще, любое упражнение, и двигательное, и статическое, нужно выполнять на счет 7 и 7 раз. Для малышей можно 4-5 раз и не подряд. Потому что язык устает. Можно сделать два раза, потом отдохнуть и еще 2 или 3 раза, и в день получается до пяти раз. Некоторые дети, когда говорят, держат язык между зубками. Это не правильно. Для того чтобы приучить язычок к положению за зубами, необходимо выполнять упражнение «Почистить зубки». Нужно кончиком языка двигать по зубкам с внутренней стороны, как бы чистить их. «Горочка». Открыть рот, язычок широкий, зацепить кончик языка за нижние зубки. Держать так 7 секунд. После того как научились удерживать «Горочку», можно делать «Бантик». Выполняется оно так. Сделайте «Горочку» и прижмите сверху зубками кончик языка, но так, чтобы он остался за зубками, а не между ними. Получается как бы бантик: серединка проваливается вниз, а края немножечко высовываются между зубками. Оно довольно сложное, не у всех получается. Все эти упражнения - для постановки свистящих звуков.
Для шипящих Помочь малышу научиться правильно, произносить шипящие звуки можно тоже с помощью упражнений. Например, «Вкусное варенье». Ротик открыт, язычок широкий и пытаемся слизать варенье с верхней губки. Как правило, дети помогают нижней губой или язычок высовывают тоненький. Но для шипящих звуков нужен широкий. Учиться его делать хорошо с помощью упражнения «Блинчик» или «Лопатка» - кто как его называет. Высуньте широкий язык и удерживайте его на нижней губе до 7 секунд. Если это упражнение стало легко получаться, то переходим к «Чашечке». Рот открыт, язычок широкий, поднимаем края и кончик языка так, чтобы получилась чашечка. «Фокус». Это упражнение очень нравится детям, и они выполняют его с удовольствием. На кончик носа положите ватку. Кончик языка, как в упражнении «Вкусное варенье», поднимите вверх и дуньте через серединку языка так, чтобы ватка слетела. Можно дуть на длинную челку. Есть еще одно очень хорошее упражнение. Возьмите бутылочку с узким горлышком. Язычок за зубками, губы в улыбке, дуйте в горлышко. Получается звук, от которого ребята обычно бывают просто в восторге. Все эти упражнения я рекомендую выполнять с детьми с возраста 3-4 лет.
Главное—каждый день Хочу обратить внимание родителей на такой нюанс. В этом возрасте слово «занятие» непонятно ребенку, оно серьезно, возникает ответственность, и малыш может отказаться заниматься. Лучше сказать: «Я придумала много игр, в которые нужно играть с тобой каждый день». Малыш ведь может сказать, что он вчера так играл и сегодня не будет. А чтобы добиться прогресса, заниматься с ребенком нужно каждый день. Конечно, ребята все очень разные. У кого-то хватает терпения на 10 минут занятий, а кто-то не может усидеть и 5 минут. Тут подойдут поощрительные призы. Можно сказать: «Давай мы с тобой сначала поиграем, а потом пойдем гулять». Подойдите с малышом к зеркалу и скажите следующее: «Сегодня я расскажу тебе сказку, и ты будешь помогать мне ее рассказывать. Жил был веселый язычок. Как ты думаешь, где такой язычок живет?» Ребенок подумает и ответит: «Во рту». - «Правильно. Язычок умеет двигаться, и благодаря нему мы говорим. Рот—это домик для язычка. Во рту есть губы – это двери, есть зубы—вторые двери. Когда они открываются—там домик. В домике есть потолочек—небо, есть стеночки – это щеки. Но главный в домике язычок. Давай с язычком поиграем». Очень важно, прежде чем начать заниматься, рассказать ребенку о строении лица. В возрасте 3-4 лет ребенок должен знать основные его части: глаза, рот, нос, уши. Остальное- лоб, подбородок, щеки, шея – хотя бы на уровне «покажи». Можно поиграть в части тела. Сказать, например: «Раз, два, три, шею покажи». В моей практике много случаев, когда дети со сложным речевым дефектом поступали в речевые группы и не знали этого. Ведь у каждого развития есть свой период, когда можно выучить что-то легко, буквально за 2 месяца. А потом это нужно будет учить и 3, и 6 месяцев, и дольше. С одним ребенком мы 3 месяца учили слово шея. И все потому, что родителями было упущено время. Бывает , конечно, что малыш в это время болел и дальше идет развитие гораздо сложнее. В данном пособии я предлагаю игровых заданий для организации занятий с детьми 4-5 лет. Успехов Вам и Вашим детям! Развитие речи.
Игры со звуками. Звуки складываются в слова, слова в предложения, а из предложений состоит наша речь. И чтобы ребенку не заблудиться в потоке нашей речи, все понять правильно, нужно ему научиться слышать и различать все звуки без ошибок. Начнем с самых простых игр, которые помогут развить речевой слух малыша.
«Жмурки» Завяжите ребенку глазки и объясните, что идти нужно только в направлении вашего голоса: «Я тут!». Внимательно следите за безопасностью передвижений!
«Прятки» Когда наступит ваша очередь прятаться, спрячьтесь лучше, не шумите, но периодически подавайте голос: «Ку-ку!». Пусть ребенок отыщет вас по голосу.
«Правильно-неправильно» Расскажите малышу правила: «Поймай правильное слово: хлопни в ладоши, если я правильно назову предмет, а если неправильно- не хлопай». Покажите ребенку предмет (картину) и громко четко, медленно произносите звукосочетания. Например, даете яблоко и говорите: ляблоко, яблото, ябгото, ябвоко, яблоко, яброко. Надеваете пальто и говорите: бальто, пальто, пайто, палько, дальто, майко. Моете чашку и говорите: тяшка, чафка, чашта, тяфта, чашка, часка, тяхта, часта.
Игра в рифмы. Возьмите книгу с детскими стихами (лучше А.Барто или К.Чуковского), сядьте рядышком со своим малышом и почитайте-поучите. «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…..», «У меня зазвонил телефон, кто говорит….» Рифмы пусть договаривает ребенок , глядя на картинки в книжках, а потом и наизусть. Если с данными стихами успешно получается, то можно попробовать поиграть с «рифмами».Вы читаете 2 стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок выбирает одно из трех предложений, добиваясь рифмы в стихе. Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные….(перина, подушка, рубашка)
От грязнули даже стол Поздним вечером ….(сбежал, ушел, ускакал)
Две лисички, две сестрички Отыскали где-то….. ( спички, щетку, ножик)
Опустела мостовая И уехали …..(автобусы, трамваи, такси)
Говорила мышка мышке: - До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки).
При трудностях поиска нужно зачитывать двустишие во всех трех вариантах, попросите ребенка прислушаться и выбрать правильный ответ.
«Кто подберет больше рифмы» к одному слову: Палка-……,…….., ……. Вилка- ……, ……, …… Ложка- ……, ……, ….. Привлекайте к вашим играм всех домашних – веселее будет! Развивайте у ребенка языковое чутье, помогайте ему! Прислушивайтесь к вопросам малыша, не отмахивайтесь – отвечайте подробнее. Слушайте сами и учите свое чадо слушать и слышать.
|