Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Гайфуллина Светлана Васильевна   
16.03.2023 20:21

Развитие памяти у детей дошкольного возрастаРазвитие памяти у детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье представлены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: память, кратковременная, долговременная, оперативная, образная, словесно-логическая, моторная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная.

Этап дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных по развитию периодов. Он также характеризуется развитием мышления, речи, иных познавательных процессов, психических изменений, в том числе и памяти. Одной из характерных особенностей памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер. Это значит, что ребенок в этом возрасте не концентрирует свое внимание над задачей запоминания того, что требует от него взрослый. А материал, который остается в памяти у ребенка формируется активной, повторяющейся деятельностью, а его воспроизведение происходит у ребенка в связи с соприкосновением той или иной темы.

Без организации приемов, методов запоминания взрослого ребенок не сможет научить себя запоминать материал. А уже сам объём информации, которую ребенок сможет усвоить будет зависеть от его личного состояния органов чувств, а именно, зрительного, слухового, тактильного восприятия. Следовательно, необходимо заниматься непосредственным развитием всех органов чувств восприятия с раннего возраста ребенка.

 

Период дошкольного возраста – один из наиболее активных по запоминанию, это обусловлено тем, что ребенок интересуется всеми сферами жизни, задает большое количество вопросов, получая большое количество информации. Быстрота и лёгкость запоминания также зависит от того, что именно в этот период ребенок получает информацию от взрослого путем сказок, загадок, интересных и красочных задач.

Память – это форма психического отражения, которая заключается в закреплении, воспроизведении прошлого, изученного, повторяющегося.

Проблемой развития памяти у детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся деятели: П.П. Блонский, Н.М. Сеченова, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, К. Гросс. По их мнению, развитие памяти характеризуется тем, что в разном дошкольном возрасте у ребенка изменяются цели, характер взаимодействия с окружающим миром, возможно, и условия жизни. Поэтому при применении тех или иных приемов для запоминания, взрослому нужно учитывать возрастные особенности ребенка:

  • Младший дошкольный возраст (3-4 года)
  • Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
  • Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

На сегодняшний день, психологи выделяют следующие классификации памяти:

1 классификация

  • Образная
  • Словесно-логическая
  • Моторная
  • Эмоциональная
  • Произвольная и непроизвольная

2 классификация

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Оперативная

Если связывать между собой классификации психологов и их возрастные особенности, то, стоит учитывать, что в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) у ребенка отсутствует память как специальное действие. Ребенок в этом периоде не способен самостоятельно воспроизводить материал без помощи взрослого. Если это происходит, то происходит непроизвольно в процессе игровой деятельности, практической или речевой активности. Память носит «связывающий характер», то есть ребенок связывает между собой настоящие события и прошлые в результате непрерывного, ежедневного повторения тех или иных действий, материала, информации. Причём воспроизведение у него связано с узнавания ране увиденного, изученного.

Данные деятелей, таких как, П.И. Зиченко говорят о том, что в среднем ребенок в этом периоде способен воспроизвести не более четырёх предметов или изображений при представленных десяти или пятнадцати.

В период среднего дошкольного возраста (4-5 лет) у ребенка заметно меняются процессы мышления, говорения, восприятия, запоминания и воспроизведения информации. В этом возрасте ребенок уже способен принять задачи взрослого к запоминанию при условии, если это совпадает с его интересами.

У учащихся этого возраста развитие памяти происходит за счёт установленных уже навыков запоминания с предыдущего периода развития, а, следовательно, увеличения объёма получаемой ими информации для запоминания. Увеличиваются объёмы связанных между собой текстов, представленных изображений, фигур. Ребенок в этом возрасте может воспроизвести уже пять-шесть изображений из раннее представленных десяти или пятнадцати. За счёт речевого развития, ребенок способен к уже развивающимся мыслительным процессам, а в следствие, связывания «лишнего» и «нужного» в представленных материалах.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) процесс непроизвольного воспроизведения приобретает форму особой произвольной деятельности – четкого представления того, что нужно запомнить, а что припомнить, воспроизвести. Постепенно ребенок формирует навыки управления своей памятью, в этом ему также способствует речевое развитие.

В этом периоде у ребенка также играет ведущую роль словесно-логическое восприятие, память. Он способен свободно пользоваться навыками, установленными ранее для логических и смысловых связей, которые в свою очередь, помогают ребенку запоминать и воспроизводить необходимую информацию.

В продуктивности развития также сопутствуют навыки и уровень его развития, благодаря чему он начинает систематизировать окружающий мир и деятельность, осуществляемая в нем.

Так или иначе, развитие процессов памяти не будет происходить в достаточном уровне без помощи взрослого: родителей, психологов или воспитателей. Поэтому благополучное развитие реализуется в процессе деятельности.

Специалисты выделяют игровую деятельность наиболее эффективной при развитии памяти. А для дошкольного возраста эта деятельность имеет наиболее развивающее значение, в связи с их возрастными особенностями.

В группе младшего дошкольного возраста детям в форме игры можно предложить запомнить несколько предметов, представленных на столе. Затем нужно попросить их закрыть глаза, а в это время убрать один из присутствующих предметов. Задача каждого ребенка — воспроизвести картинку в своей памяти, при которой все предметы на месте и определить, какого предмета не хватает.

В группе среднего дошкольного возраста воспитателю можно использовать тот же приём, но с увеличением количества объектов на столе. Или иным способом, например, игрой в театр, где каждый ребенок должен запомнить свой текст, чтобы воссоздать театральную постановку. Либо игрой в магазин, где каждый ребенок, должен воспроизвести небольшой список продуктов, который ему следует приобрести. Роли в этих играх могут изменяться, а предложенный материал усложняться или увеличиваться.

В группе старшего дошкольного возраста возможен распространенный приём – нахождение отличий на картинках. Игру можно совершенствовать. Усложнять ограничением во времени, тем самым мотивировать детей к их собственному желанию развивать память. Родителям необходимо требовать от детей развернутый ответ, чем они занимались в течение дня с подробным разъяснением их действий, возможно и слов.

Не стоит уделять мало времени разучиванию песен, стихотворений, проз, а также пересказам. Ведь пересказы не только служат развитию речевой деятельности и пополнению словарного запаса у ребенка, но и учит четко систематизировать главную суть и, следовательно, развивать память.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что при развитии памяти дошкольного возраста следует учитывать не только современные приемы и методики, содействующие в этом, а также возрастные особенности, психическое состояние, уровень восприятия и интересы учащихся.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год