Развитие памяти у детей дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гайфуллина Светлана Васильевна | |||
16.03.2023 20:21 | |||
Развитие памяти у детей дошкольного возраста Аннотация. В статье представлены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: память, кратковременная, долговременная, оперативная, образная, словесно-логическая, моторная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная. Этап дошкольного возраста – один из наиболее интенсивных по развитию периодов. Он также характеризуется развитием мышления, речи, иных познавательных процессов, психических изменений, в том числе и памяти. Одной из характерных особенностей памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер. Это значит, что ребенок в этом возрасте не концентрирует свое внимание над задачей запоминания того, что требует от него взрослый. А материал, который остается в памяти у ребенка формируется активной, повторяющейся деятельностью, а его воспроизведение происходит у ребенка в связи с соприкосновением той или иной темы. Без организации приемов, методов запоминания взрослого ребенок не сможет научить себя запоминать материал. А уже сам объём информации, которую ребенок сможет усвоить будет зависеть от его личного состояния органов чувств, а именно, зрительного, слухового, тактильного восприятия. Следовательно, необходимо заниматься непосредственным развитием всех органов чувств восприятия с раннего возраста ребенка.
Период дошкольного возраста – один из наиболее активных по запоминанию, это обусловлено тем, что ребенок интересуется всеми сферами жизни, задает большое количество вопросов, получая большое количество информации. Быстрота и лёгкость запоминания также зависит от того, что именно в этот период ребенок получает информацию от взрослого путем сказок, загадок, интересных и красочных задач. Память – это форма психического отражения, которая заключается в закреплении, воспроизведении прошлого, изученного, повторяющегося. Проблемой развития памяти у детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся деятели: П.П. Блонский, Н.М. Сеченова, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, К. Гросс. По их мнению, развитие памяти характеризуется тем, что в разном дошкольном возрасте у ребенка изменяются цели, характер взаимодействия с окружающим миром, возможно, и условия жизни. Поэтому при применении тех или иных приемов для запоминания, взрослому нужно учитывать возрастные особенности ребенка:
На сегодняшний день, психологи выделяют следующие классификации памяти: 1 классификация
2 классификация
Если связывать между собой классификации психологов и их возрастные особенности, то, стоит учитывать, что в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) у ребенка отсутствует память как специальное действие. Ребенок в этом периоде не способен самостоятельно воспроизводить материал без помощи взрослого. Если это происходит, то происходит непроизвольно в процессе игровой деятельности, практической или речевой активности. Память носит «связывающий характер», то есть ребенок связывает между собой настоящие события и прошлые в результате непрерывного, ежедневного повторения тех или иных действий, материала, информации. Причём воспроизведение у него связано с узнавания ране увиденного, изученного. Данные деятелей, таких как, П.И. Зиченко говорят о том, что в среднем ребенок в этом периоде способен воспроизвести не более четырёх предметов или изображений при представленных десяти или пятнадцати. В период среднего дошкольного возраста (4-5 лет) у ребенка заметно меняются процессы мышления, говорения, восприятия, запоминания и воспроизведения информации. В этом возрасте ребенок уже способен принять задачи взрослого к запоминанию при условии, если это совпадает с его интересами. У учащихся этого возраста развитие памяти происходит за счёт установленных уже навыков запоминания с предыдущего периода развития, а, следовательно, увеличения объёма получаемой ими информации для запоминания. Увеличиваются объёмы связанных между собой текстов, представленных изображений, фигур. Ребенок в этом возрасте может воспроизвести уже пять-шесть изображений из раннее представленных десяти или пятнадцати. За счёт речевого развития, ребенок способен к уже развивающимся мыслительным процессам, а в следствие, связывания «лишнего» и «нужного» в представленных материалах. Ребенок в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) процесс непроизвольного воспроизведения приобретает форму особой произвольной деятельности – четкого представления того, что нужно запомнить, а что припомнить, воспроизвести. Постепенно ребенок формирует навыки управления своей памятью, в этом ему также способствует речевое развитие. В этом периоде у ребенка также играет ведущую роль словесно-логическое восприятие, память. Он способен свободно пользоваться навыками, установленными ранее для логических и смысловых связей, которые в свою очередь, помогают ребенку запоминать и воспроизводить необходимую информацию. В продуктивности развития также сопутствуют навыки и уровень его развития, благодаря чему он начинает систематизировать окружающий мир и деятельность, осуществляемая в нем. Так или иначе, развитие процессов памяти не будет происходить в достаточном уровне без помощи взрослого: родителей, психологов или воспитателей. Поэтому благополучное развитие реализуется в процессе деятельности. Специалисты выделяют игровую деятельность наиболее эффективной при развитии памяти. А для дошкольного возраста эта деятельность имеет наиболее развивающее значение, в связи с их возрастными особенностями. В группе младшего дошкольного возраста детям в форме игры можно предложить запомнить несколько предметов, представленных на столе. Затем нужно попросить их закрыть глаза, а в это время убрать один из присутствующих предметов. Задача каждого ребенка — воспроизвести картинку в своей памяти, при которой все предметы на месте и определить, какого предмета не хватает. В группе среднего дошкольного возраста воспитателю можно использовать тот же приём, но с увеличением количества объектов на столе. Или иным способом, например, игрой в театр, где каждый ребенок должен запомнить свой текст, чтобы воссоздать театральную постановку. Либо игрой в магазин, где каждый ребенок, должен воспроизвести небольшой список продуктов, который ему следует приобрести. Роли в этих играх могут изменяться, а предложенный материал усложняться или увеличиваться. В группе старшего дошкольного возраста возможен распространенный приём – нахождение отличий на картинках. Игру можно совершенствовать. Усложнять ограничением во времени, тем самым мотивировать детей к их собственному желанию развивать память. Родителям необходимо требовать от детей развернутый ответ, чем они занимались в течение дня с подробным разъяснением их действий, возможно и слов. Не стоит уделять мало времени разучиванию песен, стихотворений, проз, а также пересказам. Ведь пересказы не только служат развитию речевой деятельности и пополнению словарного запаса у ребенка, но и учит четко систематизировать главную суть и, следовательно, развивать память. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что при развитии памяти дошкольного возраста следует учитывать не только современные приемы и методики, содействующие в этом, а также возрастные особенности, психическое состояние, уровень восприятия и интересы учащихся.
|