«Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Головлёва Любовь Алексеевна | |||
16.03.2023 11:36 | |||
«Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач образовательной программы может способствовать использование практического пособия «Дары Фрёбеля». Фрёбель — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, исходил из того, что дети- цветы воспитывать их должны «добрые садовницы". Он не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на т.н. «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое! Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Что же представляют собой дары Фрёбеля? В состав входит 14 модулей, упакованных в деревянные ящички, и инструкция.
Цели игры с модулями 3, 4, 5 и 6 одинаковые, поэтому их можно активно комбинировать и усложнять задачи. Детали для конструирования не окрашены. 7. «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты. Цель: изучение разных плоскостных геометрических фигур, их сортировка по цвету, упорядочивание по величине, тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности, подготовка руки к письму. 8. «Палочки». Это 6 комплектов разноцветных «спиченок» разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме, соотношение количества и размера, обучение счету, используя палочки в качестве счетного материала, выполнение простейших математических действий, развитие творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовка руки к письму. 9. «Кольца и полукольца». Этот модуль открывает ребенку нестандартное видение предметов. Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, развитие игровой деятельности ребенка. 10. «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов. Диаметр фишек – 10 мм. Цель: сортировка и упорядочивание фигур по цвету, форме. Обучение счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развитие творческих способностей (составление узоров, картинок), развитие игровой деятельности. 7, 8, 9 и 10 модули прекрасно подходят для тренировки навыков счета и служат материалом для составления красочных картинок и узоров. Элементы окрашены в яркие цвета – синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный и белый. 11. «Цветные тела». В составе модуля цветные бусины 3 разных форм – цилиндрической, кубической, шарообразной и шнурок для нанизывания. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, изучение геометрических форм, развитие умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развитие речевых способностей и игровой деятельности. 12. «Мозаика. Шнуровка». В ящичке закреплено синее перфорированное поле. Продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам. В комплекте набор разноцветных шнурочков для тренировки моторики и навыков ориентирования в пространстве. Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучение комбинаций форм и цветов, подготовка руки к рисованию, развитие речевых способностей и игровой деятельности. 13. «Башенки». Комплект деталей для конструирования включает: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт. Всего 44 элемента. Объединение с модулями 3-6 позволяет создавать сложные конструкции. Цель: закрепление названий геометрических фигур, конструирование, объединение с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции; развитие речевых способностей и игровой деятельности. 14. «Арки и цифры». Модуль включает дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм и 9 кубиков с цифрами на гранях. Цель: развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков, творческих способностей (составление различных узоров и картинок), речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности; подготовка руки к рисованию и письму. Важнейшим фактором воспитания Фрёбель считал речь. По его убеждению, игра непременно должна сопровождаться беседой или пением и детям должна быть дана возможность высказываться. Используя в своей работе комплект Фребеля в разных видах детской деятельности — познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой способствует положительной динамике развития детей дошкольного возраста. Если дети познакомятся и научатся использовать в игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», то смогут самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровыми наборами по образовательным областям. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. «Развитие мелкой моторики» Игры с шерстяными мячами Выкладывание предметов из фишек, геометрических фигур Конструирование из геометрических тел Нанизывание бусин «Шнуровка» «Мозаика». «Развитие речи» «Бусы» — проговаривай за мной слоги, слова со звуком С, если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок. Цель: закрепление звука в слогах, словах. Игры: «Волшебный мешочек» — ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание: зеленое яблоко, красный помидор, желтое солнышко, синее море. Выкладывание звуковых схем слов из геометрических фигур Выкладывание схем слов из фишек «Дорожки» — посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Какое слово самое длинное? Короткое? Цель: отработка навыка деления слов на слоги. «Математика» «Продолжи ряд» — нужно определить последовательность расположения геометрических фигур и продолжить ряд. «Собери цветок» (состав числа) — детям предлагается карточка, цифра и круги двух разных цветов. Нужно выложить цветок с лепестками из кругов разного цвета, соответствующих числу, которое находится в центре и объяснить, каким способом получено это число. «Укрась торт для друзей» — предлагаю детям украсить торт геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребёнок может рассказать: какими фигурами украсил, как их располагал. «Угадай фигуру» — обследовать геометрические фигуры на ощупь и называть их. Применяя игровые задания с использованием набора «Дары Фрёбеля» в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, мною были замечены позитивные результаты. Данная технология помогает в рамках игровой ситуации осваивать сложные понятия, которые давались бы тяжело в образовательной деятельности. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля».
|