Педагогические условия развития произвольного внимания у старших дошкольников |
Развивающие занятия | |||
Автор: Сибов Дорина Ивановна | |||
03.01.2023 20:57 | |||
Педагогические условия развития произвольного внимания у старших дошкольников Среди основных направлений развития внимания условно можно выделить две линии: первая из них направлена на роль слова, вторая — на роль стимулов-средств в регуляции произвольного внимания. В раннем возрасте границы направляющей внимание речевой инструкции очень узки. Но с возрастом речевая инструкция взрослого, дополненная участием собственной речи ребенка, становится фактором, устойчиво направляющим его внимание. Этот факт показан многими отечественными психологами. Развитие произвольного внимания в детском возрасте было прослежено еще в ранних опытах JI. С. Выготского: в одну из банок прятался орех и ребенок должен был достать его. К банке, в которую был спрятан орех, для ориентировки прикреплялась маленькая серая бумажка. Обычно ребенок 3 — 4 лет не обращал внимания на нее и не выделял избирательно необходимую банку. Однако, после того, как орех клался в банку на его глазах, ему указывали пальцем на серую бумажку, она приобретала характер знака, говорящего о скрытой цели и направляла внимание ребенка. Здесь указательный жест является знаком, заменяющим слово. У детей более старшего возраста указательный жест заменяется словом, ребенок начинает самостоятельно пользоваться указательным знаком, опираясь на который, он может организовать свое внимание. Л.С. Выготский, а затем А.Н. Леонтьев, показали, что на различных ступенях развития можно наблюдать формирование произвольного внимания путем опоры на развернутые внешние вспомогательные средства с их последующим сокращением и постепенным переходом к высшим формам свернутой внутренней организации внимания.
Д.Б. Годовикова исследовала воздействие словесных инструкций на переключение внимания. Дети от 3 до 7 лет должны были нажимать на один ключ при зажигании красной лампочки и на другой при зажигании желтой. При изменении ситуации (закрывалось определенное окошечко) дети должны были действовать противоположным образом. Исследование показало, что детей всех возрастов дошкольного детства посредством предварительной словесной инструкции можно подготовить к преднамеренному, произвольному переключению с одного типа действий на другой в соответствии с изменениями элементов ситуации. Но переключение действия на основе словесной инструкции у детей от 3 до 5 лет требовало не только многократного повторения словесной инструкции, но и некоторое количество повторений переключения действия при смене сигнала (дети упражнялись в переключении действий). Половина детей от 5 до 6 лет и все дети от 6 до 7 лет переключают действие на основе инструкции. Было установлено, что старшие дошкольники активно усваивали инструкцию и этим обеспечивали формирование установочной реакции. Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Точность следования инструкции взрослого может служить важным показателем уровня психического развития ребенка. Итак, психологические исследования показывают, что развитие произвольного внимания связано с увеличением роли речи в регуляции деятельности и поведения детей. Это могут быть словесные указания взрослого или собственные высказывания детей, организующие его внимание. Например, словесное обозначение самими детьми тех элементов ситуации, на которые нужно обратить внимание. Выбор процессов внимания был обусловлен неясностью его психологических механизмов и общепризнанной разнородностью охватываемых им явлений. А также тем, что одним из распространенных подходов к проблеме произвольного внимания в отечественной психологии является рассмотрение его как деятельности, осуществляемой с помощью внешних и внутренних средств. Это очевидно предполагает выполнение с этими средствами определенных внутренних действий. В сфере произвольного внимания предметом логико- психологического анализа могут стать действия контроля. Это в первую очередь действия, связанные с критериями контроля и процессом сопоставления с ними. Контрольная функция произвольного внимания включает использование критериев, одной из характеристик которых является их количество. Данная характеристика определяет такое свойство внимания как его распределение, предполагающее, как известно, учет более чем одного критерия. В исследованиях произвольного внимания дошкольников отмечается, что одновременный поиск двух и более объектов, требующий распределения внимания, существенно снижает его эффективность. Эти факты позволяют предположить, что устойчивость и распределение внимания опираются на разные механизмы и одним из таких «механизмов» может быть содержание и состав реализуемых при этом внутренних действий. Согласно данным И. И. Баскаковой необходимость ориентации всего на два и притом однотипных критерия, которые по отдельности не представляют никаких сложностей, порождает у старших дошкольников многочисленные ошибки. Автор объясняет это трудностью распределения и переключения внимания во внутреннем плане, то есть в неявной форме высказывает мысль, что снижение произвольного внимания при увеличении критериев возникает за счет усложнения выполняемых при этом внутренних действий. Таким образом, формирование произвольного внимания зависит от роли слова и роли стимулов средств в регуляции произвольного внимания, от опоры на развернутые внешние вспомогательные средства. Модель формирования свойств внимания у старших дошкольников состоит из следующих компонентов: цели, задач, формирующей работы, методов, используемых в формирующей работе, результата.
|