Лэпбук как средство развития детей дошкольного возраста. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Добрынина Светлана Михайловна | |||
12.12.2022 16:43 | |||
Лэпбук как средство развития детей дошкольного возраста. Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43» «Буратино» Воспитатель Добрынина С. М. Слайд 1 Современному ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Слайд 2 Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Слайд 3 Одной из таких возможностей современного образования, которую мы применяем в своей работе, является интересная для нас форма работы с детьми – «Лэпбук» Который является наглядно-практическим методом обучения, дидактическим пособием для развития познавательного интереса, развития воображения и творческой активности дошкольников, который помогает закрепить и систематизировать изученный материал. Слайд 4 «Лэпбук» является методом для самостоятельной исследовательской деятельности, с помощью которого ребенок самостоятельно собирает информацию, получает новые знания и дает возможность проявлять любознательность и интерес к окружающему миру. Такой метод работы подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей, а также для индивидуальных занятий с детьми. Можно выбрать задания под силу каждому (карточки с кармашками, игры на сравнение, обобщение, раскраски, мнемотаблицы и т.д.) В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая яркую, наполненную различными играми книгу. Слайд 5 Подбирая материал для наполнения содержания «Лэпбука», нужно учитывать, какие программные задачи будут решаться с его помощью, что именно будет способствовать развитию познавательного интереса детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Детально продумать как выполнить программную задачу, при этом сохранить игровое действие, вызвать интерес детей к этому пособию, обеспечить каждому ребенку возможность активно действовать с его содержимым. Слайд 6 Нами было разработано несколько видов Лэпбуков, содержание которых было направлено на формирование познавательного интереса и способностей дошкольников. Все материалы Лэпбука соответствуют определённой теме и наполнены различными играми, заданиями, интересной информацией. Напиример: 1. Комплект познавательных Лэбуков «Времена года»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» направлен на формирование и закрепление у детей знаний и представлений о природе, сезонных изменениях и экологических представлений. - «Лэпбук Осень» в нем есть: Круги Луллия это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Дидактические игры «Найди фрагмент». Цель: учить детей анализировать изображение и находить недостающий фрагмент картинки. Дидактическая игра «Урожай» надо собрать картинки по корзинкам. Игра расширяет знания дошкольников об окружающем мире, формирует и закрепляет представления о разных видах овощей и фруктов, их различиях. Признаки осени, стихи про осень, загадки, которые помогают воспитателю интересно составить образовательную программу или ярко дополнить работу с детьми, но и родителям в игровом общении со своими малышами. С помощью Лэпбука с яркими, красочными картинками дети лучше запоминают осенние месяцы, погодные явления, виды осенней одежды, и т.д. Дети узнают информацию об осенних праздниках, могут составить рассказ по картинкам, сочинить сказку или придумать какую-то историю об осеннем празднике. В Лэпбуке также есть раскраски, которые можно раскрасить специальными фломастерами, которые стираются. - «Лэпбук Зима» С помощью него ребенок узнает о зимующих птицах, зимних месяцах, природных явлениях зимой, а также, как зимуют и переносят зиму животные и птицы, растения и дикие животные. Так же, в пособии представлен раздел «Загадки и стихи», который поможет детям лучше запомнить это время года. В разделе "Зимние забавы, развлечения" и «Зимние виды спорта» дети дошкольного возраста ознакомятся с зимними играми на свежем воздухе и чем можно заняться зимой. Раздел "Приметы зимы" представлен в виде квадрата, около которого нужно найти изображение зимы и приклеить картинки. - «Лэпбук Весна» в нем собраны «Признаки весны» в виде картинок с весенними приметами и сложено в кармашек. Весенние праздники, Загадки и стихи о весне, Весенние цветы это все собрано для развития у детей познавательной и продуктивной деятельности. Учить видеть красоту природы, как она изменяется, замечать красоту весенней природы в поэзии. Что нужно носить весной, раздел «Весенний гардероб», это нужно для расширения знаний об изменениях в природе с приходом весны. - Лэпбук «Про Весну» в нем есть какие цветы и птицы появляются Весной. На картинках показано как появляется цветок. Что можно сделать весной «9 весенних дел». Рассказать стихотворение опираясь на картинки. Лото «Весна пришла». - «Лэпбук Лето» в нем есть: Летние загадки, стихи собраны обобщение знаний детей о лете, развивать любознательность, учить рассказывать последовательно свои впечатления о лете, расширять словарный запас. В «Лэпбуке» есть раздел «Летние цветы» представлен в виде картинок для формирования у детей знания о сезонных (летних) изменениях в природе. Раздел «Чем можно заняться летом» это ознакомление с летними играми и забавами, формирование навыков у детей культурного отдыха летом. Дидактическая игра «Разложи фрукты, овощи, ягоды по ящикам» закрепляет знания детей о фруктах, овощах и ягодах. Развивает словесно-логическое мышление; умение группировать фрукты, овощи и ягоды, сравнивать, обобщать; речь, развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику пальцев. Раздел «Безопасность на воде» нужен для расширения представлений детей о правилах поведения на воде. Есть раздел «Летний гардероб» — это дает возможность познакомить детей с видами одежды, обуви и головных уборов, учить соотносить одежду со временем года, расширять словарный запас. 2. Лэпбук «Патриотического воспитания детей» направлен на то, чтобы познакомить ребенка с городом или страной, где он живет. Ведь исторические справочники увлекают далеко не всех малышей, а вот интерактивное развлечение с картинками, картами, интересными фактами и разными разделами будет очень кстати. А когда ребенок станет постарше, самое время начать узнавать мир с Лэпбуками по другим странам, столицам или главным достопримечательностям. В приоритетном направлении работы Детского сада по патриотическому воспитанию нами был сделан Лэпбук с помощью которого мы можем закрепить Государственную символику, Костюмы народов, пословицы, названия городов, народные промыслы. 3. Лэпбук на тему «Праздники» – хороший способ, играя закрепить знания детей о праздниках. Например, такие лэпбуки, как: - «Масленица» в нем можно узнать о традициях, гуляньях, сочинить сказку. Можно также раскрасить картинку фломастерами. Потренировать моторику рук собрать блины с икрой. Подобрать цвета поиграть в игру «С чем блинчик?» Дидактическая игра на сенсорику «Украсить блины и пирожные украшениями». Мы узнаем не только про веселый народный праздник, но и можем закрепить форму, размер и цвет. Определить какого размера матрешки. - «8 Марта» в нем рассказано про сам праздник, есть круг Луллия «Мамины помошники» это игра на основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя что ему нужно выбрать. Имеются различные кармашки и карточки со стихами о маме, ласковые слова маме, загадки это формирует у ребенка любовь, уважение к матери, желание помочь ей, выражать свои чувства и развивает эмоциональную отзывчивость, поощрять стремление детей к совершению добрых поступков. Можно поиграть в дидактические игры, например, в Игру «Подбери маме прическу». Собрать Пазл «Собери открытку для мамы». И сделать подарок маме в виде ц цветка «Оригами «Тюльпан». Есть кармашек «Какие могут быть профессии у мамы» формирует у ребенка знания о профессиях. И есть подсказка детям о том, чем ребенок может помочь маме раздел «Какие у мамы заботы». Познавательные лэпбуки — это по сути полноценная форма обучения и закрепления информации, так что на первом плане – содержательность и наполнение. Использование блоков с интересными фактами, карточки с иллюстрациями, тесты, загадки, вопросы-ответы, викторины, ребусы и игры «составь пару» 4 Очень интересен для детей «Познавательный Лэпбук о Воде» С его помощью дети хорошо закрепляют свойства воды. В нем мы сделали: пословицы и загадки о воде. Разместили Круг «Кто живет в воде?». Карточка «Круговорот воды в природе». Поместили 15 интересных фактов о воде. Карточки «Как защитить воду?» Этот Лэпбук помогает формировать знания детей о воде, её свойствах, способах её использования, бережного и экономного отношения к воде; расширение представлений детей о значении воды для человека. В процессе игр и занятий с интерактивным пособием активизируется словарь, развивается речь, дети проявляют интерес к играм. Развиваются мышление, воображение, творческие способности ребёнка. Слайд 7 Создание Лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители могут обеспечить поддержку поддержание интереса, уверенности в успехе. Например: После изучения свойств воды, предлагается родителям такой яркий, красочный Лэпбук с помощью которого можно найти информацию о воде и закрепить эту тему с детьми дома. Таким образом: Результатом использования данного пособия является:
Работа с Лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми результатом использования:
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Лэпбук могут делать:
Слайд 8 В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. Слайд 9 Спасибо за внимание!
|