«Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития детей младшего возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Мельчанова Ирина Евгеньевна | |||
30.09.2022 16:28 | |||
«Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития детей младшего возраста» Разработал: воспитатель Мельчанова И. Е. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Арзамас, 2022 Главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают сенсорному развитию воспитанников. Одним из таких способов является использование средств художественной литературы. Сенсорное воспитание является основой для речевого развития воспитанников: - Совершенствование функций мелкой моторики рук — это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский
Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
Поэтому можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является основой для речевого развития детей 2-4 лет. Цель: Сенсорное развитие детей 3 — 4 лет через ознакомление с художественной литературой. Задачи:
средствами художественной литературы. Основная работа по сенсорному развитию средствами художественной литературы организована в центре познания, центре творчества, литературном центре.
Настольный ( «Заюшкина избушка», «Колобок»); Пальчиковый ( «Колобок»); Театр масок, Театр Би-Ба-Бо. Так же есть игры, на определение сенсорных эталонов, сделанные самостоятельно. (Д/и «Теремок», д/и «Укрась шапку»). 2. Способствовать формированию у детей представлений о сенсорных эталонах через ознакомление с художественной литературой. Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький). Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности. Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов. Сенсорные дидактические игры проводятся во всех режимных моментах и периодически повторяются для закрепления знаний. В группе проводятся и организуются следующие дидактические игры: 1. Д/и «Собери Мишку». Вначале игры ребёнок рассматривает данный вкладыш, начинает собирать, сначала собирает голову, можно спросить: «Какого цвета?», - «Что дальше собираем?» — туловище, руки, ноги. После того, как собрали данный вкладыш, можно спросить: «Что получилось?», «Кого собрали?», и затем рассказать стихотворение про Мишку. «Уронили Мишку на пол» 2. Д/и «Весёлые прищепки», дети собирают недостающий предмет, называют какой детали не хватает, называют форму и цвет предмета который получился. 3. Д/и «Собери пирамидку», расскажи сказку. В процессе игры, дети составляют сказку, тем самым называют сказку, отвечают на вопросы воспитателя: «Что посадил дед?», «Кто ему помогал?» 4. Хорошо идёт восприятие сенсорных эталонов, на примере сказки: «Три Медведя» — дети знакомятся с одним из сенсорных эталонов – величиной (большой, средний, маленький). 5. В процессе театрализованной игры – (на примере сказки «Колобок»), дети также знакомятся с сенсорными эталонами, такими так цвет и форма. Можно спросить ребёнка: «Какой колобок?» «Какой он формы?»; «Какой заяц?», «Какой волк?», «Какой медведь?», «Какая лисица?». 3. Вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию детей средствами художественной литературы. Важнейшими условиями успешного сенсорного и речевого развития является общее благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорно-речевого развития детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей работе я использую следующие формы: размещение информации в уголках для родителей, групповые и индивидуальные консультации, индивидуальные беседы. Групповые беседы. Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Работая над проблемой сенсорно-речевого развития, мной проведены консультации на следующие темы:
В уголке для родителей оформила методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр по сенсорике в домашних условиях». В общении с детьми рекомендую родителям использовать художественное слово: потешки, прибаутки, сказки; пальчиковые игры, способствующие развитию фонематического восприятия, слухового внимания, мелкой моторику рук. 4. Результативность Развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее интенсивен для развития восприятия. Игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие. Использование художественной литературы и фольклора позволяет поддерживать интерес ребёнка к овладению средствами и способами познания. В результате моей работы дети стали проявлять активность. Умеют составлять по картинкам и по вопросам воспитателя рассказ из 3 — 4 предложений. Называют предмет, характеризуя его, называя цвет, форму, размер. Совместно со взрослым пересказывают знакомые сказки, читают короткие стихи.
|