ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 5 – 6 лет
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, посещающих ДОУ. Подгрупповые занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю (всего 32). Длительность 20 — 25 минут.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра. Поэтому игра — наиболее эффективное средство образования дошкольников. Развивающие игры будут способствовать творчеству и созданию микроклимат, где появятся возможности для всестороннего развития воспитанников.
Актуальность программы. Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний успешнее происходит в игре значительно. Актуальность программы заключается в том, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в специально подобранных ситуациях игры ребенку становится понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Скачать конспект
Данная программа предполагает, что ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Новизна программы. Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры, подобранные в программе, содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.
"Развивающие игры" важны и интересны для детей, так же они разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность. В современной педагогической науке и практике признается первоочередная роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, как важнейшей базой для дальнейших развитий умений и навыков.
Данная программа может использоваться как отдельный курс, так и сочетаясь с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов позволяет использовать ее в семье.
Общая цель данной программы заключается в создании условий для полноценного проживания дошкольного детства, которое включает разностороннее развитие ребенка и его эмоциональное благополучие, а также помощь детям в социализации, развитие познавательных способностей детей на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- Способствовать познавательной активности детей; стимулировать, поддерживать и развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, способствовать компенсации имеющихся нарушений.
- Развивать сенсорные способности детей: продолжать знакомить с сенсорными эталонами, как признаками предмета или явления, формировать способы простейшего сенсорного анализа, упражнять в зрительно — осязательно — двигательных обследовательских действиях.
- Развивать наглядно-образное мышление; мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации (по цвету, по форме др.); операции анализа и синтеза, пространственного мышления.
- Развивать опосредованную память с опорой на образное мышление.
- Развивать воссоздающее воображение: принимать игровой образ и отражать его в движениях, изображать игровые действия, сопровождая их речью.
- Развивать речь, как средство и форму мыслительной деятельности и общения.
- Упражнять в двигательных умениях; построение в круг, в колонну, парами, действия по сигналу; Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать у детей социальные контакты; вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в совместной деятельности с детьми и взрослыми, проявляя доброе отношение, согласовывая свои действия с партнерами.
- Развитие межполушарного взаимодействия методами кинезиологии
Задачи комплексного развития детей:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- Развития навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развития внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Принципы программы:
- Опора на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
- Ориентация на развитие целостной личности в условиях детского учреждения.
- Личностно ориентированное общение взрослого с ребенком.
- Опора на игровые методы воспитания.
- Системный подход (совокупность взаимодействия: ребенок-родитель-педагог).
Направление работы. Проведение подгрупповых занятий
Занятия включают в себя пальчиковые игры, игровые упражнения с широком «Су-джок», кинезиологические игры и упражнения, развивающие игры головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо», со счетными палочками,, игры на развитие внимания, памяти, воображения, проходят в игровой форме, в атмосфере доверия и заинтересованности. В конце занятий проводится работа в тетрадях на печатной основе «Развивающие задания для малышей»
Ожидаемые результаты. Данный систематический курс должен создать условия для комфортного психологического развития ребенка и стать одной из основ его благополучия в детском саду, вызвать чувство уверенности в своих силах. Предполагается формирование у детей развитых форм доброжелательных и открытых отношений со сверстниками и воспитателем, способности к сотрудничеству, совместной деятельности, снижение тревожности и необоснованных беспокойств. Предполагается развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Формы подведения итогов:
Наблюдение, игры:
- «Сложи фигуру по образцу»
- «Кулак-ребро-ладонь»
- «Сложи палочки двумя руками в коробку»
- «Придумай фигуру из элементов»
Список литературы, используемый при разработке программы:
- Никитин Б.П. — Ступеньки творчества или развивающие игры
- Глушакова О.А., Дедова С.И. — Весёлые счётные палочки
- Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. Новикова В.П., Тихонова Л.И.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1990, 94 с. ISBN 5-09-001638-0. Зинаида Алексеевна.
Комплексно-тематическое планирование занятий
Задачи
|
№ занят.
|
тема
|
Методические приемы
|
Октябрь
- Развивать память мышление, внимание, речь
- Развивать межполушарное взаимодействие
- Упр-ть в клас-ции предметов
- Развивать мелкую моторику пальцев рук
- Учить воссоздавать образец из счетных палочек
- Обучение приемам самомассажа с «Су-джок»
- Познакомить с танграмом
|
|
Фрукты, сад
|
- Делай, что говорю, а не то, что показываю.
- Познакомьтесь – «Су-джок»
- Что напутал художник?
- Пальчиковая гимн-ка «Компот»
- Сложи овощи в корзину двумя руками
- Нарисуй фрукты по точкам
|
|
Овощи, огород
|
- Угадай руками, что в посылке-мешке?
- Чудо - «Су-джок»
- Машина из счетных палочек
- Пальчик.гим-ка «У Лариски две редиски»
- Обведи по точкам, не отрывая карандаша от листа
|
|
Осень
|
- «Путешествие в сказочный лес»
- Приветствие «Собрались все дети в круг»
- Танграм, из каких фигур состоит?
- Построим мост (по схеме из танграма)
- Пальчиковая гимн-ка «Осенние листья»
- Найди и раскрась лист клена
|
|
Ягоды грибы
|
- Игра «Пожалуйста»
- Загадка про грибы
- «Помоги белочке разложить грибы»
- Пальчик.гим-ка «За ягодами»
- Найди лишнее в ряду грибов
|
Ноябрь
- Развивать память, логическое мышление,внимание, речь
- Развивать межполушарное взаимодействие
- Упражнять в классификации предметов
- Развивать мелкую моторику пальцев рук
- Развивать воображение
|
|
Одежда
|
- Игра «Жадина»
- Танграм «Верблюд»
- Игра «Что нужно сделать, если…?»
- Пальчик.гим-ка «Как у нашей кошки»
- Работа в тетради «Дорисуй недостающую часть»
|
|
Обувь
|
- Загадка «сколько детей спряталось за забором?»
- Завяжи бантик на шнурке.
- Сложи шнурки двумя руками
- Пальчик.гим-ка «Сколько обуви у нас»
- Разложим шнурки по длине
|
|
Игрушки
|
- Повтори не перепутав
- Танграм «кошка»
- Расставь игрушки правильно
- Пальчик.гим-ка «Есть игрушки у меня»
- «Чего не стало?»
- Работа в тетради « Найди и обведи игрушки»
|
|
Посуда
|
- «Что лежит в чудесном мешочке?»
- Загадки про посуду
- Прогулка «Су-джока»
- Пальчик.гим-ка «Помошники»
- Придумай посуду из элем.танграма
|
|
Продукты питания
|
- Игра «Приветствие»
- Познакомьтесь «Колумбово яйцо»
- Фигура «Петух»
- Пальчик.гим-ка Компот.
- Что следующее? Дорисуй.
|
Декабрь
- Развивать память, логическое мышление,внимание, речь
- Развивать межполушарное взаимодействие
- Упражнять в классификации предметов
- Развивать мелкую моторику рук
- Учить создавать узор по схеме
- Развивать воображение
|
|
Зима. Зимующие птицы
|
- Игра «Буги-вуги»
- Загадки про зимние явления
- Пальчик.гим-ка «Зима»
- Колум.яйцо «Голубь»
- Вырежи снежинку
|
|
Домашние животные
|
- Игра-приветствие «Здравствуй, небо!»
- Колум.яйцо «Конь»
- Загадки о домашних животных
- Кто чем защищается?
- Кто спрятался на картинке?
|
|
Дикие животные
|
- Игра-приветствие «Если весело тебе…»
- Путешествие «Су-джока»
- Колум.яйцо «Придумай фигуру животного»
- Пальчик.гим-ка
«Лесные звери»
- Работа в тетради «Раскрась рисунок в соответствии с значками»
|
|
Новый год
|
- Игра-приветствие « Здравствуй, Небо!»
- Путешествие «Су-джока»
- Пальчиковая игра «Новый год»
- Оформление новогоднего шарика скрученными салфетками
- Работа в тетради «Кто что делает?»
|
Январь
- Развивать память, логическое мышление,внимание, речь
- Развивать межполушарное взаимодействие
- Упражнять в классификации предметов
- Развивать мелкую моторику рук
- Учить создавать картинку по схеме
- Развивать воображение
|
|
Зимние забавы
|
- Игра-приветствие «Удачи тебе»
- Загадки
- Пальчик.гим-ка «Зимние забавы»
- Фигура изсчет палочек «Санки»
- Работа в тетради«Раскрась картинку в соответствии со значками»
|
|
Мой организм
|
- Игра-приветствие «Удачи тебе»
- Колум.яйцо «Человек»
- Пальчик.гим-ка «Игра на пианино»
- Найди неточность в рассказе
- Определи «Кто куда пришел?»
|
|
Мебель
|
- Игра-приветствие «Все мы дружные ребята»
- «Кулак-ребро-ладонь»
- Игра «Часть-целое»
- Пальчик.гим-ка «Много мебели в квартире»
- Сложи мебель из палочек
|
Февраль
- Развивать память, логическое мышление,внимание, речь
- Развивать межполушарное взаимодействие
- Упражнять в классификации предметов
- Развивать мелкую моторику рук
- Развивать воображение
|
|
Транспорт
|
- Приветствие «Вежливые слова»
- Загадки про транспорт
- Пальчик.гим-ка «Есть игрушки у меня»
- Сложи из счетных палочек лодку
- Работа в тетради « Назови одним словом и раскрась»
|
|
Профессии и трудовые действия
|
- Приветствие «Вежливые слова»
«Колечки»
- Путешествие «Су-ждока»
- Фигура из счетных палочек «Лопата»
- Пальч.гим-ка «Что принес нам почтальон?»
- Какие часы следуют в ряду, дорисуй.
|
|
Армия
|
- Игра «Слушай, запоминай, цепочку слов повторяй"
- Пальчик.гим-ка «Веселый оркестр»
- Сложи танк из счетных палочек
- Игра «Стройся!»
- Работа в тетради «Соедини линиями фигуры и подходящие предметы»
|
|
Стройка
|
- Приветствие «Общий круг».
- Упражнение «Развиваем силу рук»
- Пальчик.гим-ка «Домик»
- Сложи из счетных палочек окно.
- Обведи не отрывая карандаша от листа.
|
Март
- Развивать память,логическое мышление,внимание, речь
- Развивать межполушарное взаимодействие
- Развивать мелкую моторику рук
- Развивать умение создавать узор по схеме
- Развивать воображение
|
|
Семья. 8 марта
|
- Игра-приветствие «Все мы дружные ребята»
- Загадки про членов семьи
- Самомассаж «Су-джок»
- Пальчик.гим-ка «Семья»
- Обвести левую ладошку, нарисовать на пальчиках членов семьи
|
|
Весна. Перелетные птиц
|
- Веселое приветствие«Точка внимания»
- Пальчик.гим-ка с элементами кинезиологии(Колечки) «Весна»
- Колумбово яйцо «Пеликан»
- Работа в тетради «Дорисуй картинку, соединяя точки»
|
|
Комнатные растения
|
- Приветствие
- Придумай растение из деталей «Колумбового яйца»
- « Расставь растения по полочкам»
- «За каким растением клад»
- Работа в тетради «Дорисуй вторые половинки»
|
|
Речные, аквариум.рыбки
|
1.Приветствие «Все мы дружные ребята»
2.Загадка про рыб
3. Сложи рыбку из палочек по образцу
4. Пальчик.гим-ка «Жил да был один налим»
5.Работа в тетради «Дорисуй рыбку по образцу»
|
|
Наш город
|
- Приветствие «Поздоровайся с соседом слева»
- Самомассаж «На полянке стоит дом»
- Игра «В каком доме живет самоделкин?»
- Пальчиковая гимнастика «Домик»
- Работа в тетради «Кто что любит»
|
Апрель
- Развивать память,логическое мышление,внимание, речь
- Развивать межполушарное взаимодействие
- Упражнять в классификации предметов
- Развивать мелкую моторику рук
- Развивать воображение
|
|
Откуда хлеб пришел?
|
- Игра-приветствие «Похвалилка соседа»
- Пальчик.гим-ка «Каша»
- Фигура из счетных палочек «Мельница»
- Ига «Кто больше соберет двумя руками по одному зернышку?»
- Игра «Разложим зерна по ячейкам»
|
|
Космос
|
- Веселое приветствие
- «Собери ракету» из счетных палочек
- Пальчик.гим-ка «Космонавт»
- Колумбово яйцо «НЛО»
- Работа в тетради «Раскрась в соответствии со значками»
|
|
Сад и огород
|
- Игра-приветствие «Здравствуйте»
- Самомассаж рук грецким орехом
- Пальчик.гим-ка «Апельсин»
- Игра «Четвертый лишний»
- Работа в тетради «Найди на рисунке и обведи садовые инструменты»
|
|
Правила дорожного движения
|
- Игра приветствие
- Загадка про светофор
- Игра «Светофор»
- Какое слово лишнее
- Найди дорожный знак и раскрась
|
|