Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактического материала»
Развивающие занятия
Автор: Седых Марина Викторовна   
16.01.2022 18:37

«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактического материала»«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактического материала»

Успех обучения ребенка в школе во многом зависит от его способности к произвольному запоминанию. Необходимо установить возможности педагогического вклада в его совершенствование. В статье описывается успешное использование дидактических игр для улучшения произвольной памяти у старших дошкольников с использованием дидактических игр. Улучшение произвольной памяти у старших дошкольников считается одним из аспектов подготовки ребенка к школе.

Старший дошкольный возраст ребенка является и как подготовительный период к школе. В этот отрезок времени педагог-воспитатель должен заниматься развитием учебно-познавательной деятельностью дошкольника. Но следует, не загружать ребенка учебным процессом, деятельность нужно проводить в игровой форме, также от простого к сложному. Среди самых затрудняющих познавательных деятельностей дошкольников является запоминание, заучивание.

 

Память — это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и полученную информацию; способностью воспроизводить события, произошедшие в прошлом, с указанием места, времени события, а также всех эмоциональных переживаний, сопровождающих это событие, в сочетании с событиями окружающего мира, происходящими в данный момент во времени.

По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова. У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа.

Недостаточная память ребенка, который только пошел в школу, и его неспособность сосредоточиться на цели обучения, включая мнемонические задачи, могут привести к серьезным последствиям, среди которых трудности с изучением нового материала, снижение самооценки и потеря мотивации к обучению.

В связи с этим успех улучшения произвольной памяти у старших дошкольников является актуальным вопросом как для детей, так и для родителей, воспитателей и всех, кто заинтересован в успехе детей в учебе.

Значение памяти в общем развитии ребенка огромное. Память — одна из форм мысленного размышления о прошлом опыте во всем его разнообразии. Это основа образования и обучения, приобретения знаний, личного опыта и развития навыков. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «бесследно исчезнув при появлении, навсегда оставят человека в положении новорожденного». [1, с.123].

В дошкольном образовании идет поиск новых технологий обучения и воспитания, целью которых должно быть создание условий для развития детской памяти. Развитие всех мыслительных процессов, творческих способностей и интеллектуальных качеств ребенка зависит от компетентности педагогов дошкольного образования и методики обучения, что дополнительно обеспечит его активность в постоянном усвоении знаний и их применении на практике.

Дидактическая игра может служить достойно этому — важнейшей и неотъемлемой части обучения, досуга и культуры в целом. [2, стр. 127].

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, более того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая большое влияние на психическое развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, важно стремиться привнести радость игр в обучение. Преподавание должно быть веселым.

Дидактические и развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство когнитивных и эмоциональных принципов, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной деятельности детей. При проведении игр необходимо обеспечить выполнение всех этих условий, т. е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, навыки, расширяла опыт общения, развивала коллективную и индивидуальную активность. Необходимо предлагать игры с учетом необходимой последовательности этапов, от самых простых и доступных игр для каждого ребенка, до более сложных.

У ребенка дошкольного возраста память и мыслительные процессы неразрывно связаны, а иногда и полностью идентичны. Запоминание не сложно, а припоминание почти всегда является умственным действием. Преобладание у детей конкретно образного мышления определяет и тип игр, тренирующих память.

Обучение детей классифицировать как познавательное действие предполагает последовательную тренировку их навыков совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Чтобы отнести единичное к общему (заяц — животное, банан — фрукт), ребенку предстоит проделать сложную умственную работу. Прежде всего, он обозначает определенный объект словом и тем самым относит его к определенной категории объектов.

Ребенок анализирует отдельный объект и устанавливает в нем свойства, в соответствии с которыми он может быть назначен группе похожих объектов. В этом случае ребенку необходимо знать обобщающее и родовое имя, только тогда процесс классификации может быть реализован и улучшен.

Дидактические игры в детском саду — это, пожалуй, одно из важнейших средств воспитания. Ведь играя, ребенок учится, а значит, развивается. Такие игры учат малышей мыслить, воспитывают целеустремленность, напористость, организованность.

В качестве примера я предлагаю две игры, которые улучшают способность использовать технику запоминания, называемую "Последовательные ассоциации".

Дидактическая игра "Вспомни друга"

Учебная задача: улучшить способность запоминать слова на основе смысловой связи.

Игровое задание: Сопоставьте картинки и слова.

Описание:

  1. Определите ассоциации между картинками (озеро, повозка, лампочка и т.д.) и словами (вода, лошадь, свет и т.д.), объясните эту связь.
  2. Запоминание ассоциаций к словам и картинкам.

Дидактическая игра "Сказки для капризных мышат"

Учебная задача: научить детей составлять рассказ на основе ассоциативно-смысловой связи запоминаемых слов; воспроизводить слова, сохраняя их последовательность.

Игровое задание: Усыпить Мышонка.

Описание:

Уровень сложности 1: Требуется рассказать Мышонку сказку на ночь, используя слова, которые он выбирает, например, "луг", "трава", "корова", "молоко", "кошка", "мышь", "дыра" — "На лугу растет трава". Корова ест траву. Корова дает молоко. Кошка пьет молоко. Кошка ловит мышь. Мышь прячется в норке.

Уровень сложности 2: Слова, которые нужно запомнить, не имеют очевидной связи, например, "слон", " пылесос", "конусы", "сумка".

Уровень сложности 3: Мышонок просит их вспомнить старые сказки и слова, которые он выбрал.

Факторы, которые следует учитывать при выборе учебных материалов.

Учебные материалы обеспечивают основу для того, что учащиеся испытают и чему научатся. Они обладают способностью либо привлекать, либо демотивировать учащихся. Поэтому учебные материалы должны быть тщательно спланированы, отобраны, организованы, доработаны и использованы.

Учитывайте индивидуальные потребности и стили обучения:

Выбирайте материалы, которые представляют информацию различными способами. Использование смешанных средств массовой информации (текст, видео, изображения, примеры из реального мира, графики и т.д.) Делает информацию более интересной и учитывает различные стили обучения учащихся.

Убедитесь, что материалы соответствуют целям обучения:

Предоставьте широкий спектр материалов, которые обогатят и поддержат учебную программу и цели курса. Учебные материалы должны подкреплять и дополнять, а не подменять педагогические усилия учителя.

Сделайте материалы понятными и доступными:

убедитесь, что учащиеся обладают достаточными базовыми знаниями для понимания учебных материалов.

Можно сделать вывод что улучшение памяти у старших дошкольников обусловлено, прежде всего, приобретением различных методов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. В таком возрасте дети с хорошим уровнем развития, даже без какого-либо специального образования, могут использовать определенные мнемонические приемы. Важно, чтобы педагог формировал у детей такие методы запоминания, как семантическое отношение, классификация, распределение смысловых опор, составление плана. [3, с. 65]. Любая игра должна начинаться с небольшого количества наборов групп и картинок и усложняться с увеличением материала (как количества групп, так и количества элементов в каждом).

Целенаправленная работа по улучшению памяти у старших дошкольников невозможна без совместной работы воспитателей и родителей. Работа должна проводиться параллельно дома и в детском саду. Задача родителей — создать благоприятные условия для общего развития ребенка в семье, провести целенаправленную и систематическую работу по психическому и речевому развитию детей.

Список использованной литературы

  1. Богословский, В. В. Общая психология Текст: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. А. Степанов; Под ред. В.В. Богословского. — М.: Просвещение, 1981. — 381 с.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 2004. — 160 с.
  3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти Текст: Психологическая энциклопедия / А.А. Реан. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год