«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактического материала» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Седых Марина Викторовна | |||
16.01.2022 18:37 | |||
«Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактического материала» Успех обучения ребенка в школе во многом зависит от его способности к произвольному запоминанию. Необходимо установить возможности педагогического вклада в его совершенствование. В статье описывается успешное использование дидактических игр для улучшения произвольной памяти у старших дошкольников с использованием дидактических игр. Улучшение произвольной памяти у старших дошкольников считается одним из аспектов подготовки ребенка к школе. Старший дошкольный возраст ребенка является и как подготовительный период к школе. В этот отрезок времени педагог-воспитатель должен заниматься развитием учебно-познавательной деятельностью дошкольника. Но следует, не загружать ребенка учебным процессом, деятельность нужно проводить в игровой форме, также от простого к сложному. Среди самых затрудняющих познавательных деятельностей дошкольников является запоминание, заучивание.
Память — это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и полученную информацию; способностью воспроизводить события, произошедшие в прошлом, с указанием места, времени события, а также всех эмоциональных переживаний, сопровождающих это событие, в сочетании с событиями окружающего мира, происходящими в данный момент во времени. По мере напряжения психических процессов память делится на: эмоциональную, двигательную, образную и словесно-логическую. Первый вид памяти, который начинает развиваться у ребёнка, – это двигательная. С её помощью младенец учится управлять своим телом. Дальше возникает эмоциональная память. Благодаря ней малыш начинает узнавать родителей по лицу и голосу. Незнакомцам кроха улыбаться не станет. Образная память появляется ещё позже. К ней относится запоминание вкуса, осязаний, образов. Кроме этого, формируются ассоциации, с помощью которых процесс запоминания проходит легче. Самой последней развивается словесно-логическая память. Она помогает ребёнку формулировать свои мысли и превращать их в слова. У детской памяти есть свои особенности. Например, у девочек быстрее и лучше развивается зрительная память и долговременная. А у мальчиков – двигательная. К тому же мальчишки лучше запоминают числа. Недостаточная память ребенка, который только пошел в школу, и его неспособность сосредоточиться на цели обучения, включая мнемонические задачи, могут привести к серьезным последствиям, среди которых трудности с изучением нового материала, снижение самооценки и потеря мотивации к обучению. В связи с этим успех улучшения произвольной памяти у старших дошкольников является актуальным вопросом как для детей, так и для родителей, воспитателей и всех, кто заинтересован в успехе детей в учебе. Значение памяти в общем развитии ребенка огромное. Память — одна из форм мысленного размышления о прошлом опыте во всем его разнообразии. Это основа образования и обучения, приобретения знаний, личного опыта и развития навыков. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «бесследно исчезнув при появлении, навсегда оставят человека в положении новорожденного». [1, с.123]. В дошкольном образовании идет поиск новых технологий обучения и воспитания, целью которых должно быть создание условий для развития детской памяти. Развитие всех мыслительных процессов, творческих способностей и интеллектуальных качеств ребенка зависит от компетентности педагогов дошкольного образования и методики обучения, что дополнительно обеспечит его активность в постоянном усвоении знаний и их применении на практике. Дидактическая игра может служить достойно этому — важнейшей и неотъемлемой части обучения, досуга и культуры в целом. [2, стр. 127]. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, более того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая большое влияние на психическое развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, важно стремиться привнести радость игр в обучение. Преподавание должно быть веселым. Дидактические и развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство когнитивных и эмоциональных принципов, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной деятельности детей. При проведении игр необходимо обеспечить выполнение всех этих условий, т. е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, навыки, расширяла опыт общения, развивала коллективную и индивидуальную активность. Необходимо предлагать игры с учетом необходимой последовательности этапов, от самых простых и доступных игр для каждого ребенка, до более сложных. У ребенка дошкольного возраста память и мыслительные процессы неразрывно связаны, а иногда и полностью идентичны. Запоминание не сложно, а припоминание почти всегда является умственным действием. Преобладание у детей конкретно образного мышления определяет и тип игр, тренирующих память. Обучение детей классифицировать как познавательное действие предполагает последовательную тренировку их навыков совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Чтобы отнести единичное к общему (заяц — животное, банан — фрукт), ребенку предстоит проделать сложную умственную работу. Прежде всего, он обозначает определенный объект словом и тем самым относит его к определенной категории объектов. Ребенок анализирует отдельный объект и устанавливает в нем свойства, в соответствии с которыми он может быть назначен группе похожих объектов. В этом случае ребенку необходимо знать обобщающее и родовое имя, только тогда процесс классификации может быть реализован и улучшен. Дидактические игры в детском саду — это, пожалуй, одно из важнейших средств воспитания. Ведь играя, ребенок учится, а значит, развивается. Такие игры учат малышей мыслить, воспитывают целеустремленность, напористость, организованность. В качестве примера я предлагаю две игры, которые улучшают способность использовать технику запоминания, называемую "Последовательные ассоциации". Дидактическая игра "Вспомни друга" Учебная задача: улучшить способность запоминать слова на основе смысловой связи. Игровое задание: Сопоставьте картинки и слова. Описание:
Дидактическая игра "Сказки для капризных мышат" Учебная задача: научить детей составлять рассказ на основе ассоциативно-смысловой связи запоминаемых слов; воспроизводить слова, сохраняя их последовательность. Игровое задание: Усыпить Мышонка. Описание: Уровень сложности 1: Требуется рассказать Мышонку сказку на ночь, используя слова, которые он выбирает, например, "луг", "трава", "корова", "молоко", "кошка", "мышь", "дыра" — "На лугу растет трава". Корова ест траву. Корова дает молоко. Кошка пьет молоко. Кошка ловит мышь. Мышь прячется в норке. Уровень сложности 2: Слова, которые нужно запомнить, не имеют очевидной связи, например, "слон", " пылесос", "конусы", "сумка". Уровень сложности 3: Мышонок просит их вспомнить старые сказки и слова, которые он выбрал. Факторы, которые следует учитывать при выборе учебных материалов. Учебные материалы обеспечивают основу для того, что учащиеся испытают и чему научатся. Они обладают способностью либо привлекать, либо демотивировать учащихся. Поэтому учебные материалы должны быть тщательно спланированы, отобраны, организованы, доработаны и использованы. Учитывайте индивидуальные потребности и стили обучения: Выбирайте материалы, которые представляют информацию различными способами. Использование смешанных средств массовой информации (текст, видео, изображения, примеры из реального мира, графики и т.д.) Делает информацию более интересной и учитывает различные стили обучения учащихся. Убедитесь, что материалы соответствуют целям обучения: Предоставьте широкий спектр материалов, которые обогатят и поддержат учебную программу и цели курса. Учебные материалы должны подкреплять и дополнять, а не подменять педагогические усилия учителя. Сделайте материалы понятными и доступными: убедитесь, что учащиеся обладают достаточными базовыми знаниями для понимания учебных материалов. Можно сделать вывод что улучшение памяти у старших дошкольников обусловлено, прежде всего, приобретением различных методов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. В таком возрасте дети с хорошим уровнем развития, даже без какого-либо специального образования, могут использовать определенные мнемонические приемы. Важно, чтобы педагог формировал у детей такие методы запоминания, как семантическое отношение, классификация, распределение смысловых опор, составление плана. [3, с. 65]. Любая игра должна начинаться с небольшого количества наборов групп и картинок и усложняться с увеличением материала (как количества групп, так и количества элементов в каждом). Целенаправленная работа по улучшению памяти у старших дошкольников невозможна без совместной работы воспитателей и родителей. Работа должна проводиться параллельно дома и в детском саду. Задача родителей — создать благоприятные условия для общего развития ребенка в семье, провести целенаправленную и систематическую работу по психическому и речевому развитию детей. Список использованной литературы
|