Интеллектуальное развитие дошкольников посредством шахмат. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Иванченко Мария Валерьевна | |||
12.12.2021 12:34 | |||
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством шахмат. М.В. Иванченко, воспитатель МАДОУ №50, г.Томск Главная мысль современной концепции дошкольного образования и требования ФГОС ДО является идея развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы учат мыслить. Шахматы учат грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнёрами по общению, учитывая все его возможности.
Многие исследования показали, что надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы — спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе. Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и физиологические исследования ученых всего мира. Мы знаем о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет высоки. Актуальность обусловлена тем, что родители и педагоги в школе жалуются на отвлекаемость и рассеянность внимания детей. Дети плохо ориентируются на плоскости. Эти проблемы можно решить с помощью обучения детей игры в шахматы. Обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Таким образом, шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности. Идея использования игры в шахматы для развития интеллекта у детей научно и практически давно доказано и, так или иначе, реализуется во многих странах. Чем больше распространены в стране шахматы, тем больше креативно мыслящих людей, способных принимать логичные решения, готовых бороться для претворения их в жизнь. Как справедливо подметил многократный чемпион мира по шахматам А.Карпов, «шахматы учат контролю за временем, прогнозированию и самодисциплине». Шахматная игра — увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска — белые и чёрные. В этом войске есть главный — король. Его помощники — ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья — башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Важное значение, при изучении шахматного курса имеет специальный прием обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. На первых занятиях дети знакомятся с шахматной доской, шахматными фигурами, изучают правила игры, затем учатся решать шахматные задачи, играют партии между собой, участвуют в шахматных соревнованиях. Работа строится по программе И.Г. Сухина «Приключение в шахматной стране». При обучении так же применяется технология Г.К. Кайгородова «Азбука шахмат в стихах». Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление. Вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям. Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. Освоение игры проходит пошагово: сначала дети учатся ориентироваться на шахматной доске, познавая все ее секреты, а затем изучают пешки, фигуры и их ходы. Освоив ход пешки, дети играют только пешками. Затем постепенно в игру вводят следующую изученную фигуру. К моменту освоения фигуры «король», ребята полностью осваивают игру в шахматы. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. При ознакомлении с шахматными фигурами воспитатель рассказывает о них сказку, показывает на шахматной доске, где ее «домик». При обучении помогает художественное слово (стихи, сказки). Например, при расстановке фигур в начальное положение на шахматной доске воспитатель читает стихи, помогающие усвоить урок. Ввод фигур в игру происходит постепенно — пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны. При обучении дошкольников игре в шахматы необходимо учитывать особенности детского восприятия. Ребенок не устанет и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован сенсорный аппарат. Для этого в работе применяем демонстрационную магнитную доску, стандартную шахматную доску и шахматные фигурки, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально. Примерная тематика занятий: «Секреты и тайны шахматной доски», «Ориентируемся на шахматной доске», «Маленькая, да удаленькая», «Ладья», «Слон», «Ладья против слона», «Ферзь», «Ферзь против ладьи и слона», «Конь», «Конь против ферзя, ладьи, слона», «Кто такой гроссмейстер?», «Великие шахматисты мира», «Король», «Король против других фигур», «Шах», «Мат», «Ничья, пат», «Рокировка», «Шахматная партия». Дидактические игры-задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Игра на уничтожение», «Угадай-ка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки», «Атака неприятельской фигуры», «Полна горница», «Чудесный мешочек», «Кратчайший путь», «Кто быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и чёрные», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Огонь», «Гости». Все дидактические игры и задания (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми юные шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют развитию образного и логического мышления. Благодаря игре в шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Используемая литература:
|