Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна | |||
17.12.2020 21:33 | |||
Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Большинство современных детей, а особенно с ОВЗ отличает общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, приводит к проблемам в речевом развитии, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, низкому уровню произвольности психических процессов. Все эти трудности возможно преодолеть только при условии правильного выбора методов педагогической коррекции. Одним из таких методов является кинезиология. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Образовательная деятельность с детьми в процессе работы с кинезиологической сказкой построена: на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, на современных научных концепциях о ценности дошкольного периода, на позициях учёта индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, и направлена на всестороннее развитие личности, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Данная работа построена с учётом интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, адекватных формах работы в соответствии с особенностями контингента детей. Новизна нашей методической разработки — создание своей структуры работы со сказкой. Цель работы: Развитие мозжечковой стимуляции методом кинезиологии, через использование кинезиологических сказок с детьми с ОВЗ. Задачи:
Проведя анализ имеющейся методической литературы и передового опыта коллег, мы увидели, что кинезиологических сказок разработано мало и встала необходимость в разработке серии сказок согласно годовому тематическому плану детского сада (дошкольной организации). Сначала мы подобрали упражнения, на основе которых и создавались наши сказки, а затем подбирали и придумывали тексты самих сказок. Результатом такой работы стало создание картотеки кинезиологических сказок по лексическим темам. Работа по развитию межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции ведется последовательно, системно во взаимодействии всех педагогов групп с ОВЗ и родителей воспитанников. Коррекционная и развивающая составляющая данной работы от движения – к мышлению и речи, а не наоборот, что повышает ее эффективность. Этапы работы с детьми: На первом этапе (коллектив педагогов) ведется подбор упражнений, согласно уровню развития детей группы, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов, подобранных к ним для задания ритма и темпа, сначала в медленном темпе с последующим ускорением при усвоении упражнения. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах и в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий. Упражнения педагог выполняет вместе с детьми. Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей). Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально) На втором этапе (педагоги – дети) — введение разученных упражнений в сюжет сказок. Последовательность работы со сказкой:
Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально) На третьем этапе (дети) – использование кинезеологических сказок в свободной самостоятельной игровой деятельности детей. Форма организации: индивидуальная и подгрупповая самостоятельная деятельность детей. Четвертый этап предусматривает работу по взаимодействию с семьей. «Детский сад — семья». Придумывание родителями сюжетов сказок на заданную тему, закрепление уже выученных детьми сказок в игровой форме и установление партнерских отношений родитель – ребенок в процессе деятельности. В результате данной работы у детей и родителей повысился интерес к сказке как жанру. В результате использования кинезиологических сказок улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться значительных успехов в коррекции познавательной и речевой деятельности дошкольника, сформировать устойчивый познавательный интерес, повысить работоспособность, продуктивность деятельности, расширить, систематизировать объём знаний и представлений о предметах окружающего мира. Обогащается словарный запас, дети начинают употреблять в речи образные выражения, обороты из сказок, становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом, помощником. Список литературы
Приложение 1
|