Развитие актуальных способностей у детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гребенщикова Ольга Алексеевна | |||
17.08.2020 16:07 | |||
Развитие актуальных способностей у детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии С давних времён люди использовали сказки как один из способов воспитательного воздействия. С помощью сказок в сознании закреплялись правила поведения в обществе и семье, нравственные ценности и моральные устои. Благодаря своей занимательности сказки воспринимаются легко, как ненавязчивые уроки, и делают даже самую горькую мораль интересной. При этом эмоциональные преграды, относительно незнакомого способа мышления меняются на позитивное восприятие. Использование сказки в работе с детьми имеет не только воспитательные, но и психопрофилактические цели. Работа со сказкой помогает ребёнку самостоятельно найти новую стратегию поведения, возможность по другому увидеть ситуацию. При этом сказки дают детям ощущение эмоциональной поддержки и помощи. Cказка — это выражение разных человеческих эмоций и переживаний в метафорической форме (притча, легенда, метафора), что является одним из основных методов позитивной психотерапии. При помощи сказкотерапии развиваются актуальные способности, как повседневных навыков и норм поведения, устремлённые и проявляющиеся в актуальных ситуациях. На развивающих занятиях используются сказки, описывающие разные ситуации. Каждая способность, отыгрывается в разных вариантах и дети из роли слушателей переходят в роль активных участников процесса, и приобретают опыт. Обсуждая сказки, дети учатся адекватно выражать свои эмоции и чувства, принятые в мире взрослых. Дети активно рассуждают, делятся мнениями, попадая в проблемную ситуацию, обсуждая социальные нормы актуальных способностей. При обсуждении сказок о послушании дети с удовольствием приводят примеры, отыгрывая одну и ту же ситуацию, в разных векторах этой актуальной способности.
Прорисовывая сказку, мы обращаемся к опыту ребенка через его личное восприятие. Некоторым детям трудно рассказывать о негативных событиях, они испытывают чувство тревоги и дискомфорт. Таким детям проще отразить переживания с помощью рисунков, которые могут быть использованы для дальнейшей индивидуальной коррекционной работы. На данном этапе очень важно поощрять активность детей, поддерживать атмосферу доверия и защищенности, это будет способствовать снижению эмоционального напряжения и обогащению переживаний. Проигрывание сказок по развитию актуальных способностей с помощью кукольного театра, песочницы, декоративных предметов или музыкальных инструментов обогащает и расширяет эмоциональный опыт детей и закрепляет значимость актуальных способностей. Таким образом, в следствии реализации сказкотерапии можно выделить следующие результаты: снятие психоэмоционального возбуждения; регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка; выход из психотравмирующей ситуации посредством использования сказочного образа; развитие навыков общения со сверстниками; формирование оптимистического, жизнеутверждающего мироощущения; развитие дефицитарноразвитых актуальных способностей детей (таких как аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, вежливость, послушание)
|