Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера
Развивающие занятия
Автор: Даренская Татьяна Владимировна   
29.06.2020 21:06

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии КюизенераРазвитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии Кюизенера

Одна из актуальных задач дошкольного образования — развитие познавательных интересов и способностей детей дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Формирование элементарных математических представлений оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает память, внимание, сообразительность Любая задача, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача — это найти путь решения, который реализуется средствами игры и в игровых действиях.

Важно научить ребенка не только считать, измерять, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

 

Реализуя приоритетное направление детского сада по познавательно — речевому направлению развития воспитанников, по запросу

родителей, с учетом федеральных государственных требований организован кружок дополнительного образования «Смышлёныш», разработанный на основе технологии Кюизенера. Содержание этого дидактического материала в полной мере соответствует специфике и особенностям развития дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления: наглядно-действенного и наглядно-образного, и логического. Это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения, палочки Кюизенера — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решают следующие задачи:

  • Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
  • Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  • Осваивать прямой и обратный счет.
  • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
  • Усвоить отношения между числами (больше — меньше, больше — меньше на...), пользоваться знаками> и <.

Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

  • Познакомить со свойствами геометрических фигур.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, и др.)
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В работе с этим дидактическим материалом придерживаюсь следующих этапов:

На начальном этапе игры и упражнения с палочками состоят в группировке по разным признакам, сооружению из них построек. Дети осваивают состав комплекта палочек, их цвета, соотношение палочек по размеру. Выделение цвета и длины палочек помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания — сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов по цвету, длине, ширине, высоте. Всему этому способствуют такие игры как: «Строим дорожки для матрёшки», «Зоопарк», «Построим мостик», «Угадай-ка», «Разложи по цвету», «Найди и покажи», «Строим лестницы», «Пирамидки» и другие.

От элементарной игры с палочками дети постепенно продвигаются к понятию количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребёнка и педагога. При этом педагог не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даёт возможность выбирать действие самому ребёнку. Тогда каждая игра будет радостным открытием нового. Ребёнок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

На данном этапе дети усваивают такие понятия как:

  • соответствие между цветом, длиной и числом
  • значение чисел и их цветовых изображений
  • сравнение чисел
  • состав числа из единиц и двух меньших чисел
  • свойства геометрических фигур
  • счет 2,3, 5
  • четные и нечетные числа.

Математические действия (сложение, вычитание, умножение, деление)

Палочки можно складывать.

  • Возьмите в левую руку желтую палочку, а в правую красную.
  • Какие это числа? (5 и 4)
  • Объедините эти палочки.
  • Найдите палочку равную этим двум палочкам?
  • Какая это палочка по цвету? (синяя)
  • Какое число она обозначает? Можно записать цифрами.

Логические задачи на числовую последовательность.

Задача: Расставьте палочки так, чтобы белая была между голубой и черной, а черная рядом с желтой палочкой.

Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, освоению способов познания, и повышает уровень развития познавательных способностей. С помощью этой универсальной технологии реализуется метод моделирования, который является одним из перспективных методов реализации познавательных способностей, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Используя технологию Кюизенера, воспитанники показали, что улучшилась мыслительная деятельность и творческий подход к поиску способов решения проблемных ситуаций; повысился интерес к конструированию и моделированию.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год